Posts belonging to Category 'Энциклопедия. З'

Москва, СССР/Россия, 1936-

В 1916 году на окраине Москвы началось строительство завода АМО ("Автомобильное Московское Общество"), его производственная программа предусматривала выпуск как грузовых автомобилей по чертежам компании ФИАТ (FIAT), так и штабных легковых по лицензии французской фирмы Точкисс" (Hotchkiss). Грузовики АМО-Ф-15 по образцу ФИАТа завод изготовлял в 1924-1931 годах. После реконструкции с осени 1931 года АМО был переименован в "Завод имени Сталина" (ЗИС) и выпускал грузовые автомобили и автобусы. Свое наименование предприятие еще раз изменило летом 1956 года - оно стало называться "Завод имени Лихачева" (ЗИЛ), в честь Ивана Алексеевича Лихачева, который два с половиной десятилетия был его директором.

К легковым автомобилям ЗИС обратился в 1936 году. Первым стал представительский лимузин ЗИС-101, конструкция которого базировалась на американской модели "Бьюик Эйт" (Buick Eight) серии "90". Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля.

После окончания второй мировой войны ЗИС вернулся к изготовлению представительских машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль ЗИС-110 был разработан на основе американских моделей "Паккард-180" (Packard) образца 1941 года и "Бьюик Лимитед-90" (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с ЗИС-110 он весил не более 5000 кг.

Конструкции ЗИС-101 и ЗИС-110 разрабатывались с оглядкой на американскую инженерную школу. Эти машины первыми в советском автомобилестроении комплектовались рядными 8-цилиндровыми двигателями, синхронизаторами в коробке передач, гипоидными главными передачами. Их оборудование включало радиоприемник, отопитель, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку за передним сиденьем. Нужно отметить, что обе модели выпускались достаточно крупными сериями и использовались не только как служебные, но и в качестве такси, санитарных машин, а также (в очень небольших количествах) находились в руках индивидуальных владельцев.

Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. Большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть машин оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения.

После ЗИС-110 завод изготовлял ЗИЛ-111 (1958-1961 гг.), ЗИЛ-111Г (1963-1967 гг.), ЗИЛ-114 (1967-1977 гг.) и ЗИЛ-115 (с 1977 года). ЗИЛ-111 стал первым советским автомобилем с кнопочным управлением коробкой передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На ЗИЛ-111Г впервые в СССР появилась четырехфарная система освещения, на ЗИЛ-114 - торсионная подвеска передних колес, дисковые тормоза, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. Он оснащался центральной блокировкой дверных замков, атермальными стеклами, дистанционным управлением радиоприемника. На его базе выпускался укороченный вариант ЗИЛ-117 с кузовом седан.

Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал ЗИЛ-4104, который в различных модификациях выпускается и поныне. Завод за последние годы создал также опытные образцы новой зад-неприводной представительской машины, но дальше постройки нескольких вариантов дело не пошло.

ЗИС-101

Первый советский представительский автомобиль проектировала бригада конструкторов под руководством Евгения Важинского. Его опытные образцы демонстрировали И.В. Сталину весной 1936 года, а серийный выпуск начался в ноябре 1936 года.

Рядный верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5766 см3 и мощностью 90 л.с. отличали такие особенности, как поддерживающий необходимый температурный режим в системе охлаждения термостат, коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор с подогревом отработавшими газами. В состав трансмиссии входили двухдисковое сцепление и 3-ступенчатая коробка передач (вторая и третья передачи с синхронизаторами). Очень жесткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами делали езду спокойной и комфортабельной. Для автомобиля полной массой почти 3 тонны требовались тормоза с высокой эффективностью. Это было достигнуто благодаря применению в гидроприводе вакуумного усилителя тормозов и ребристой наружной охлаждающей поверхности барабанов. Кузов имел деревянный (из бука) каркас, а сборка его являлась весьма ответственным делом - необходимо было исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей. С 1940 года кузов стали делать цельнометаллическим.

В 1940 году началось производство модернизированного ЗИС-101А. Наряду с измененным оформлением облицовки радиатора он получил одно-дисковое сцепление, новые карбюратор и распределительный вал двигателя. В результате мощность мотора возросла до 116 л.с., а максимальная скорость - до 125 км/ч. Его развитием стал фаэтон ЗИС-102, а незадолго перед войной разработали проект еще более совершенного автомобиля ЗИС-103.

ЗИС-101А
ЗИС-101 (1937)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85x127 мм
Рабочий объем: 5766 см3
Мощность: 90 л.с. при 2800 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на продольных рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 4-дверный 7-местный лимузин
Максимальная скорость: 115 км/ч

ЗИЛ-4104

Представительская модель ЗИЛ-4104 ("115") заменила ЗИЛ-114 и выпускается малыми сериями уже более 20 лет. Ее проектированием руководил Евгений Гусев. Строгий по форме автомобиль существовал в различных модификациях: лимузин "4104" образца 1978 года, короткобазный "41041" с 5-местным кузовом седан, универсал "41042", оснащенный медицинским оборудованием, двухдверный кабриолет "41044" и лимузин "41047" образца 1985 года. Все они унифицированы по основным узлам. Автомобили ранних выпусков имели четыре круглые фары, более поздних - четыре прямоугольные и несколько иное оформление передней части кузова.

Двигатель V8 снабжен блоком цилиндров и головками блока из алюминиевого сплава. Впервые в практике завода распределительные валы установлены в каждой из головок блока. Гидравлические толкатели, транзисторная система зажигания, четырехкамерный карбюратор - вот основные особенности устройства мотора ЗИЛ-4104. В трансмиссии на смену 2-ступенчатой гидромеханической коробке передач пришла 3-ступенчатая. Тормоза - дисковые вентилируемые всех колес с двумя независимыми контурами привода и двумя гидровакуумными усилителями. Колеса с 16-дюймовыми шинами.

Семиместный кузов (два сидения среднего ряда откидные) установлен на лонжерон-ной раме. Сиденья заднего ряда имеют регулировку по длине и наклону спинки. Регулировка положения сидений, подъем и опускание стекол в дверях и перегородки за передним сиденьем - при помощи электродвигателей с кнопочным управлением. Автомобиль укомплектован двумя кондиционерами, стереофоническим радиоприемником и магнитофонной приставкой с 6 динамиками. ЗИЛ-41047 - один из самых длинных серийных автомобилей мира: его колесная база составляет 3880 мм, а длина от бампера до бампера 6330 мм. Под стать размерам и большая снаряженная масса - 3335 кг. На его агрегатах параллельно изготовляются единичные образцы коротко-базных 5-местных седанов ЗИЛ-41041. Их база - 3300 мм, длина - 5750 мм.

ЗИЛ-41041
ЗИЛ-41047 (1985)
Двигатель: V8 с распределительными валами в головках блоков цилиндров
Диаметр цилиндра и ход поршня: 108 х 105 мм
Рабочий объем: 7694 см3
Мощность: 315 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: автоматическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя независимая торсионная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: 4-дверный 7-местный
Максимальная скорость: 190 км/ч

(SINGER) Ковентри, Великобритания, 1905-1970

В 1860 году инженер-кораблестроитель Джордж Зингер (George Singer) начал работать на фирме швейных машин в Ковентри, которая называлась "Сьюинг Мэшин Компани" (Sewing Machine Co.). Там он быстро продвинулся по службе и через 8 лет стал начальником отдела. В 1868 году компания приступила к выпуску велосипедов, за короткое время достигнув больших успехов. В 1875 году Джордж Зингер покинул фирму и основал собственную компанию, прославившуюся своими швейными машинами, а потом и велосипедами. Только в 1901 году он заинтересовался производством самоходных экипажей и приобрел права на изготовление мотоциклов фирмы "Пиртс энд Бёрч" (Pertes & Birch). Вскоре Зингер наладил выпуск двух - и трехколесных машин собственной конструкции. Первый автомобиль Зингера модели "15НР" появился лишь в 1905 году. Он был построен по лицензии фирмы "Ли-Фрэнсис" (Lea-Francis) и оснащался горизонтальным 3-цилиндровым двигателем с шатунами длиной 76 см.

В 1906 году Зингер основательно переработал всю производственную программу, исключив из нее моторы "Ли-Фрэнсис" и заменив их двигателями "Уайт энд Попп" (White & Poppe) и "Астер" (Aster). После смерти Джорджа Зингера в 1909 году его предприятие было реорганизовано и основной моделью стала "16/20НР" с мотором "Попп".

В 1912 году фирма "Зингер" представила свою первую удачную машину "10НР" или "Тен" (Теп). Она имела классическую конструкцию, хотя 3-ступенчатая коробка передач монтировалась у заднего моста. "Зингер Тен" предлагался также как спортивный автомобиль. Наибольшего коммерческого успеха в то время добился легкий автомобиль "Банни" (Bunny), участвовавший в гонках в Брукленде. "Зингер Тен" продолжали строить и после войны, Из года в год его основательно модернизировали, и со временем старый мотор с двумя парами цилиндров и боковыми клапанами заменили на моноблочный верхнеклапанный.

После войны "Зингер" приобрела фирму "Ковентри-Премьер" (Coventry-Premier), в цехах которой продолжала выпускать мотоциклы. В 1921 году из ворот этого завода вышел необычно простой автомобиль "Премьер" с двигателем V2, который стал неудачным подражанием модели "Тен". В 1922 году мотор V2 заменили на 4-цилиндровый собственного изготовления, но год спустя руководство фирмы решило полностью прекратить производство "Премьера". Одновременно появился новый "Зингер" с 2-литровым мотором и более мягкой подвеской колес. Спереди стояли полуэллиптические, асзади-четвертьэллиптические рессоры. В 1925 году устаревший "Тен" был заменен новой моделью "10/26", а год спустя "Зингер" купила фирму "Кэлкотт" (Calcott), цеха которой превратила в склад запасных частей.

К концу 1926 года "Зингер" представила интересную модель "Юниор" (Junior), оснащенную двигателем в 848 см! с верхним распределительным валом. Именно "Юниору' и модели "10/26", переименованной в "Сеньор" (Senior), "Зингер" была обязана тек, что ей удалось занять местов тройке ведущих английски автомобильных компаний после "Морриса" (Morris) и "Остина" (Austin).

Осенью 1929 года "Сеньор" заменили новым автомобилем с 6-цилиндровым 1,8-литровым мотором. Два года спустя "Юниор" получил 4-ступенчатую коробку передач, одновременно на "Зингере Тен" установили новый мотор в 1261 см3 с боковыми клапанами.

В 1932 году Лео Дж. Шортер (Leo J. Shorter) взял на себя руководство конструкторским бюро и сразу же принялся за модернизацию производственной программы. По его инициативе в течение трех лет все модели оборудовали двигателями с верхни распределительным валом, Это решение оказалось особенно удачным для модели "Спорт Наин" (Sport Nine), которая в 1933 году в Ле Мане заняла 13-е место, а год спустя - седьмое. После такого успеха она получила название "Ле Ман" (Le Mans). В 1935 году "Зингер" выпустила новую модель "Элевен Эйрстрим" (Eleven Airstream), подтвердившую правильность новаторской стратегии фирмы.

Все эти машины выпускались и по окончании войны. Лишь в 1949 году "Зингер" представила новый седан "SM-1500", за которым спустя два года последовал родстер. В 1956 году "Зингер" стала собственностью концерна "Руте Моторс" (Rootes Motors), что положило конец ее самостоятельному творчеству. Например, представленную только в 1955 году модель "Хантер" (Hunter) заменили новой моделью "Газель" (Gazelle), аналогичной автомобилю "Минкс" (Minx) фирмы "Хиллман" (Hillman). С тех пор продукция обеих фирм практически не отличалась. Так "Зингер Шамуа" (Chamois) стал дальнейшим развитием заднемоторного "Хиллмана Имп" (Imp). В последующие годы под маркой "Зингер" предлагались только две модели - "Газель" и "Воуг" (Vogue) с 4-цилиндровыми двигателями в 1946 и 1725 см3. В 1970 году их производство было прекращено.

Зингер Юниор

"Юниор", представленный в 1926 году на Лондонском автосалоне, можно отнести к наиболее успешным автомобилям, выпущенным за первые 30 лет существования фирмы. Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель с верхним распределительным валом. Его рабочий объем составлял лишь 848 см3, а мощность - 1.5 л.с. Вскоре появился спортивный вариант "Юниора", а в 1929 году базовая модель получила складной тент. В 1932-м "Юниор" оборудовали 4-ступенчатой коробкой передач. Год спустя последовал вариант "Спешиэл" с мотором в 972 см3. В 1933 году обе модели сняли с производства.

Зингер Юниор
Зингер Юниор (1926)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 56 х 86 мм
Рабочий объем: 848 см3
Мощность: 15 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан или спортивный 2-местный
Максимальная скорость: 72 км/ч

Зингер Ле Ман

Этот легкий спортивный вариант серийной модели "Наин" был создан конструктором А.Дж. Бутом (A.G. Booth), длительное время работавшим на фирмах "Клайно" (Clyno) и AJS. Через несколько месяцев после своего официального представления на автосалоне в Лондонском зале "Олимпия" в 1932 году, "Зингер Наин" одержал победу в индивидуальном зачете в Альпийских гонках.

В 1933 году его специально подготовленный вариант в 24-часовых соревнованиях в Ле Мане занял 13-е место. К его техническим особенностям надо отнести тщательно отбалансированный коленчатый вал, выполненный из одной заготовки.

Этого успеха было достаточно для того, чтобы назвать машину "Ле Ман". В серийном исполнении небольшой "Зингер Ле Ман" был довольно надежным автомобилем, а его мотор мог уверенно работать на частотах вращения коленчатого вала вплоть до 6000 об/мин. В 1934 году скоростной вариант "Ле Ман Спешиэл" получил более мощный 1,5-литровый двигатель. Свою превосходную репутацию, завоеванную в гонках, он утратил в 1935 году в соревнованиях "Турист Трофи" в Ольстере, когда три из четырех машин, участвовавших в гонке, сошли с трассы из-за поломки дефектной сошки рулевого механизма.

Зингер Ле Ман
Зингер Ле Ман (1932)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60 х 86 мм
Рабочий объем: 972 см3
Мощность: 35 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес с гидроприводом
Кузов: 2 - и 4-местный спортивный
Максимальная скорость: 120 км/ч

(ZBROJOVKA) Брно-Зиденице, Чехословакия, 1924-1936

"Чехословацкий оружейный завод" (Ceskoslovenska Zbrojovka), больше известный под кратким названием "Збройовка", принадлежал к машиностроительной группе "Шкода" (Skoda). В 1924 году на заводе построили простой легковой автомобиль "Диск" (Disk) конструкции Бржетислава Новотны (Bretislav Novotny). На нем стоял 2-цилиндровый двухтактный мотор рабочим объемом 599 см3 мощностью 12 л.с. С этого времени на заводе решили открыть отделение по производству автомобилей с торговой маркой "Z". В 1926 году на базе "Диска" была разработана первая собственная модель "Z-4" с 18-сильным однолитровым мотором. Через два года началось мелкосерийное производство двухместного автомобиля "Z-18". Он оснащался 2-цилиндровыми моторами объемом 1005 или 1135 см3 мощностью до 32 л.с. Автомобиль имел спортивный кузов без дверей, лонжеронную раму из П-образных профилей с отверстиями для ее облегчения, подвеску каждого колеса на паре четвертьэллиптических рессор. Дифференциал отсутствовал. В 1928 году появилась гоночная машина "Z-6V" или "Z-2" с 6-цилиндровым мотором в 1086 см3 с двумя компрессорами "Руте" (Roots) мощностью 68-75 л.с. Позднее был разработан гоночный автомобиль "Z-13" с 1,5-литровым 8-цилиндровым мотором в 60 л.с., развивающий максимальную скорость до 160 км/ч.

Збройовка Z-18
Збройовка Z-18 (1928)
Двигатель: рядный 2-цилиндровый двухтактный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 100 мм
Рабочий объем: 1005 см3
Мощность: 32 л.с. при 3600 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на четвертьэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытый 2-местный
Максимальная скорость: 120 км/ч

(ZASTAVA) Крагуевац, Югославия, 1955-

Завод "Црвена Застава" (Crvena Zastava, "Красное знамя") - крупнейшее в Югославии автомобильное предприятие. Он был создан на базе военного арсенала и начал свою деятельность с производства легковых машин по лицензии ФИАТ (FIAT). Его первая продукция появилась в 1955 году. Это были точные копии итальянских серийных автомобилей, собиравшихся целиком из привозных деталей. Сотрудничество "Црвена Заставы" и ФИАТа продолжается до сих пор, хотя югославские варианты автомобилей все сильнее отличаются от своих прообразов, а большее количество агрегатов и комплектующих производится на месте.

В первые годы завод выпускал многочисленные аналоги итальянских машин: "Застава-750" (копия ФИАТ-7500), "Застава-101" (ФИАТ-127), "Застава-1300" (ФИАТ-1300), а также собирал польские седаны "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT). С 1980 года вся продукция "Заставы" выпускается под торговой маркой "Юго" (Yugo). Сначала предлагался малогабаритный 3-дверный переднеприводный автомобиль "Юго-45", ставший развитием "Заставы-101" и во многом копировавший ФИАТ-127. Он отличался лишь новым кузовом хэтчбек, полностью преобразившим внешность автомобиля. На "Юго" устанавливались передние поперечные карбюраторные 4-цилиндровые моторы рабочим объемом 1116 и 1302 см3, развивавшие мощность 45 и 54 л.с., механическая 4-ступенчатая коробка и реечное рулевое управление. С 1989 года "Юго-45" стал выпускаться под названием "Юго Корал" (Koral) с еще более привлекательным кузовом и новым мотором рабочим объемом 903 см3.

Вскоре к закрытому 3-дверному исполнению добавился кабриолет. В 1987 году на салоне в Белграде был представлен более совершенный 5-дверный вариант "Юго Флорида" (Florida), который год спустя пошел в серийное производство и выпускается до сих пор. Его кузов был разработан итальянской фирмой "Итал Дизайн" (Ital Design), хотя в конструкции шасси доминировали решения от ФИАТа-128. Как и все остальные "заставы", он оснащается карбюраторными моторами рабочим объемом 1116; 1302 и 1372 см3 мощностью от 60 до 71 л.с. В сегодняшней программе "Заставы" сохраняется также "Юго-128" - более точная копия ФИАТа. Если в 60-70-е годы на "Заставе" выпускали до 180 тысяч автомобилей в год, то в 90-е производится до 10 тысяч машин. Кроме "Флориды", все "заставы" предназначены для внутреннего рынка.

Застава Юго Флорида
Застава Юго Флорида (1997)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый карбюраторный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 86,4 х 55,5 мм
Рабочий объем: 1302 см3
Мощность: 68 л.с. при 5500 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: независимая рычажно-пружинная
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: несущий 4-местный 5-дверный
Максимальная скорость: 155 км/ч

Запорожье, СССР/Республика Украина, 1960-

Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) вырос из предприятия по производству сельскохозяйственных машин. В 1960 году он перешел на изготовление микролитражных автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец", конструкция которых была разработана на московском автозаводе МЗМА. Несмотря на то, что в НАМИ уже существовали перспективные микролитражные автомобили, в основу первого "Запорожца" легли конструктивные особенности и форма итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный 4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.

Восемь с лишним лет продолжался выпуск ЗАЗ-965, но уже в 1961 году были изготовлены опытные образцы ЗАЗ-966, спроектированные собственными силами (главный конструктор В.П. Стешенко). Последующие модели представляли собой их эволюцию: ЗАЗ-966 (1969-1971 гг.), ЗАЗ-966В (1966-1972 гг.), ЗАЗ-968 (1971-1975 гг.), ЗАЗ-968А (1974-1980 гг.) и ЗАЗ-968М (1979-1994гг.).

Все они - заднемоторные с V-образным 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, Подвеска передних колес - торсионная с дополнительными пружинами, задних - пружинная. Модели имели максимально унифицированные кузова. Особенности автомобилей: автономный отопитель салона, бездисковые колеса, расположенные в передней части автомобиля бензобак и багажник. На базе всех серийных "запорожцев" выпускались модификации с ручным управлением. Их доля в общем объеме производства была довольно велика - от 25 до 30%. Машины предлагались в нескольких вариантах для инвалидов с дисфункцией одной ноги, обеих ног или одной ноги и одной руки.

Заднемоторное семейство устаревшей концепции еще с начала 70-х годов остро нуждалось в замене. Под руководством В.П. Стешен-ко в 1973 году были спроектированы первые образцы переднеприводного ЗАЗ-1102 "Таврия". Лишь через 15 лет удалось освоить его серийный выпуск. Это вполне современный малолитражный легковой автомобиль, не унифицированный со своими предшественниками. Машина получила новый силовой агрегат жидкостного охлаждения, смонтированный поперечно в передней части кузова. Пятиступенчатая коробка передач обеспечивает хорошие тяговые качества и топливную экономичность. Кузов - 3-дверный хэтчбек. Картину дополняют дисковые тормоза передних колес, боковые гнутые стекла, механизм для бесступенчатого регулирования наклона спинок передних сидений, реечный рулевой механизм.

К настоящему времени производство машин ЗАЗ-968М прекращено. Базовая ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускается в нескольких модификациях, в том числе и с ручным управлением. Пик производства, достигнутый в 1987 году, - 167 тысяч машин. В ближайшее время планируется начать выпуск 4-дверного седана ЗАЗ-1103 и 5-дверного хэтчбека ЗАЗ-1105. Также ведется подготовка к "отверточной" сборке легковых автомобилей корейской фирмы "Дэу" (Daewoo).

ЗАЗ-968М "Запорожец"

Наиболее распространенная модель ЗАЗа. Она выделялась довольно прочным и долговечным кузовом, коробкой передач с синхронизаторами на всех ступенях. Заднее расположение силового агрегата позволяло иметь хорошую загрузку ведущих колес, что в сочетании сдовольно ровным днищем и большим дорожным просветом (203 мм) обеспечивало автомобилю хорошую проходимость на грунтовых дорогах. Двигатель рассчитан на бензин с октановым чиглом 72 - особенность, делавшая машину весьма практичной в сельской местности. Полнопоточный центробежный масляный фильтр не нуждался в сменных фильтрующих элементах. Передние сиденья на моделях (от ЗАЗ-966В до ЗАЗ-968М) раскладывались, образуя спальные места. Охлаждение мотора осуществлялось при помощи осевого вентилятора, нагнетавшего воздух к цилиндрам. Интересной особенностью двигателя стал уравновешивающий вал с противовесами. Простой и неприхотливый ЗАЗ-968М был самым дешевым в стране, что предопределило его широкое распространение.

ЗАЗ-968М "Запорожец"
ЗАЗ-968М "Запорожец" (1979)
Двигатель: 4-цилиндровый V-образный воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 66 мм
Рабочий объем: 1198 см3
Мощность: 42 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: независимая, передняя торсионная, задняя пружинная
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 2-дверный 4-местный
Максимальная скорость: 120 км/ч