Posts belonging to Category 'Энциклопедия. В'

(VELTRO) Турин, Италия, 1920

Во времена послевоенного подъема итальянской экономики Джузеппе Кода (Giuseppe Coda) основал фирму "Вельтро" для выпуска автомобилей с 2-литровым двигателем, однако из-за финансовых трудностей она оказалась несостоятельной. Документацию на машину приобрела фирма "Диатто" (Diatto) и использовала ее для создания автомобиля "Типо-20".

(VALE) Лондон, Великобритания, 1932-1936

Своим названием фирма обязана лондонскому кварталу Мейда Вейл (Maida Vale), в котором она располагалась. Первая двухместная спортивная машина "Вейл Спешиэл" (Special) была оборудована двигателем "Триумф" (Triumph) рабочим объемом 832 см3, позволявшим достигать скорости 115 км/ч. В 1933 году в программу был включен 4-местный "Туретт" (Tourette). Чтобы повысить скоростные качества автомобилей в 1934 году на них стали устанавливать 4 - и 6-цилиндровые двигатели "Ковентри-Клаймакс" (Covenrty-Climax) в 1098 и 1476 см3.

Вейл Спешиэл
Вейл Спешиэл (1932)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 56 х 83 мм
Рабочий объем: 832 см3
Мощность: 21 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 115 км/ч

(WARTBURG) Эйзенах, Германия/ГДР, 1898-1904, 1956-1990

Небольшая автомобильная фирма из городка Эйзенах в Тюрингии выпустила свой первый автомобиль в 1898 году, назвав его "Вартбург" по названию местного замка. Он был копией французской машины "Дековилль" (Decauville) и оснащался одноцилиндровым 3,5-сильным мотором воздушного или водяного охлаждения в 5 л.с. заднего расположения. С 1903 года фирма выпускала несколько автомобилей с моторами мощностью 4,5; 8,5 и 10 л.с. На следующий год вся программа стала предлагаться под маркой "Дикси" (Dixi), давшей через несколько лет свое название всей фирме. Известность пришла в 1927 году с выпуском небольшого автомобиля типа "DA-1", созданного по лицензии английского "Остин Севен" (Austin Seven), ставшего прообразом первого БМВ (BMW).

После войны завод в Эйзенахе отошел к ГДР. Здесь сначала выпускали довоенные машины ДКВ (DKW) под маркой ИФА (IFA), а с 1956 года приступили к производству нового седана, которому присвоили прежнее имя "Вартбург". Это была простая 4-местная переднеприводная машина модели "311" с переделанным 3-цилиндровым двухтактным мотором от последней довоенной ДКВ. В 1966 году появился улучшенный вариант "Вартбург-353" с более современным кузовом, оставшимся в производстве до последних дней существования ГДР. В 1988 году на "Вартбурге" появился современный "фольксвагеновский" силовой агрегат с 1,3-литровым мотором, однако в условиях рыночной экономики это не могло спасти устаревшую машину.

Вартбург-353
Вартбург-353W (1984)
Двигатель: рядный 3-цилиндровый 2-тактный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 73,5 х 78 мм
Рабочий объем: 992 см3
Мощность: 50 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: несущая платформа
Подвеска: рычажно-пружинная
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: седан, универсал
Максимальная скорость: 130 км/ч

(VARLEY-WOODS) Лондон/Вулверхэмптон, Великобритания, 1918-1921

Название фирмы составлено из имен ее основателей. Автомобили "Варли-Вудс" не отличались передовыми техническими идеями, однако выделялись эффектным внешним видом, солидным радиатором в стиле "Роллс-Ройса" и капотом из полированного алюминия. На первых моделях устанавливались двигатели "Дорман" (Dorman) в 1795 см3 с верхним распределительным валом. В начале 20-х годов выпустили последнюю весьма традиционную машину "14,3 HP". Вскоре из-за финансовых проблем "Варли-Вудс" была вынуждена объявить о своем банкротстве.

Варли-вудс
Варли-Вудс (1920)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 69 х 120 мм
Рабочий объем: 1795 см3
Мощность: 27 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 4-местный
Максимальная скорость: 80 км/ч

(WANDERER) Хемниц/Зигмар, Германия, 1911-1941

Известная своими велосипедами и мотоциклами фирма "Вандерер" начала серийное производство 4-колесных машин в 1911 году. Молодой инженер Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) предложил ей проект небольшого автомобиля, но "Вандерер" отказалась, а чуть позднее эту модель стала выпускать "Пежо" (Peugeot) под названием "Бебе" (Bebe). Взяв за основу идею Бугатти, "Вандерер" разработала собственный автомобиль типа "W-1 Пюппхен" (Puppchen) с 4-цилиндровым двигателем объемом 1147 см3. Первый "Пюппхен" имел два одноместных сиденья (расположение "тандем"), а в 1914 году появилась модель "W 2" с тремя сиденьями, причем место водителя находилось по центру немного спереди от двух сидений пассажиров.

На этом варианте использовали более мощный верхнеклапанный двигатель в 1222 см3. Во время первой мировой войны германская армия использовала первый вариант "Пюппхена" в качестве легкой разведывательной машины. Эта модель в обновленном варианте "W-4" изготовлялась до 1925 года. В 1921 году "Вандерер" наладила производство 4-цилиндрового двигателя с верхними клапанами рабочим объемом 1551 см3, увеличенным позднее до 1940 см3. Он устанавливался на нескольких легких машинах от "W-6" flo "W-10". На Берлинском автомобильном салоне в ноябре 1927 года "Вандерер" показала новую недорогую модель "W-11" с 50-сильным 6-цилиндровым двигателем в 2540 см3, выпускавшимся по лицензии швейцарской фирмы "Мартини" (Martini). Преемником "W-11" стал в 1930 году спортивный "W-11S" с 3-литровым мотором.

В 1932 году фирмы "Вандерер", ДКВ (DKW), "Хорьх" (Horch) и "Ауди" (Audi) объединились в концерн "Ауто Унион" (Auto Union). Новые модели "Вандерера" 1933-1934 годов имели не только более современные кузова, но и переднюю независимую подвеску. В то время "Вандерер" выпускала также большую серию машин с 6-цилиндровым двигателем, разработанную Фердинандом Порше (модели "W-21", "W-22", "W-23", "W-45", "W-51" и др.). В 1936-1938 годах фирма изготовила небольшую партию двухместных спортивных автомобилей "W-25K" с компрессорным мотором в 1950 см3, также разработанных Порше. Последние модели "W-24" и "W-23", выпускавшиеся в 1940-1941 годах, оборудовались двигателями с боковыми клапанами и независимой подвеской всех колес.

Вандерер W-25К
Вандерер W-25K (1936)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 70 х 85 мм
Рабочий объем: 1950 см3
Мощность: 85 л.с. при 4000 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная с Х-образной поперечиной
Подвеска: на поперечных листовых рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: спортивный 2-местный
Максимальная скорость: 153 км/ч

(VANDEN PLAS) Лондон/Абингдон, Великобритания, 1960-1980

Британский "Ванден Плас" был основан в 1923 году как филиал известной бельгийской кузовной фирмы "Ван Ден Плас". В июне 1946 года его присоединила к себе компания "Остин" (Austin) для производства модели высшего класса "Принцесс" (Princess). В 1960 году "Ванден Плас", ставший вновь независимым, начал самостоятельно выпускать автомобиль "Принцесс де Люкс", базировавшийся на агрегатах "Остина", но выглядевший более привлекательно. В 1964 году на шасси "Остина-1100" появился более комфортабельный "Ванден Плас-1100" с переднеприводной компоновкой, поперечным двигателем и гидропневматической подвеской. Для наиболее престижной модели 1965 года "Принцесс-R" был выбран двигатель "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) рабочим объемом 3,9 л. В июне 1967 года выпустили малолитражный "Ванден Плас-1300", который с 1973 года оставался единственной машиной этой марки. Последний "Ванден Плас-1500" - это улучшенный вариант серийного "Остина Аллегро" (Allegro). В 1979 году завод "Ванден Плас" был закрыт, но еще в течение года после этого производство продолжалось на фирме "Эм-Джи" (MG).

(VOISIN) Иссиле Мулино, Франция, 1919-1939

После первой мировой войны спрос на военные самолеты резко сократился, поэтому знаменитый пионер авиации Габриэль Вуазэн (Gabriel Voisin) был вынужден перейти от производства аэропланов к автомобилям. Все машины Вуазэна несли многие авиационные конструктивные решения и приводились бесклапанными двигателями Найта (Knight). Первый "Вуазэн" стал модернизированным вариантом автомобиля, предназначенного для фирмы "Ситроен" (Citroen).

Машина получила обозначение "С-Г (18/23CV) и оснащалась 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3969 см3, который просуществовал почти 10 лет. В 1921 году Вуазэн запустил в производство модель "С-4" с мотором в 1244 см3. Одновременно он разработал суперавтомобиль с двигателем V12 объемом 7238 см3, но машина оказалась слишком сложной для серийного производства. В 1927 году Вуазэн представил модель "С-11" с 6-цилиндровым бесклапанным двигателем, Из трех его машин того времени самой удачной стала "С-14" (13CV) с 2,3-литровым мотором, развивавшая скорость 120 км/ч. Весьма смелый стиль Вуазэн нашел для модели "С-23" с 3-литровым мотором.

В 1930 году конструктор удивил автомобильный мир двумя низкорамными машинами с кузовами оригинальной формы. Это были "Симун" (Simoun) с 6-цилиндровым 5,8-литровым двигателем и "Сирокко" (Scirocco) с мотором V12 в 4,9 л. Последний стал базой для самых фантастических машин "Диана" (Diana) и "Мира" (Муга). В середине 30-х годов Вуазэн построил серию не менее удивительных аэродинамических автомобилей "Аэродин" (Aerodyne), а также рядный 12-цилиндровый двигатель, состоявший из двух 6-цилиндровых моторов, расположенных друг за другом. Незадолго до того, как фирма была вынуждена прекратить производство, Вуазэн отказался от использования бесклапанных двигателей и начал применять американские 6-цилиндровые 3,5-литровые моторы Трем" (Graham).

После второй мировой войны на "Вуазэне" разработали микроавтомобиль "Бискутер" (Biscooter), который выпускался в Испании.

Вуазэн С-1

В 1918 году инженеры Арто (Artaud) и Дюфрэн (Dufresne) предложили Габриэлю Вуазэну построить автомобиль с бесклапанным двигателем на базе серийного "Панар-Левассора-16CV" (Panhard-Levassor). Это случилось уже после того, как от машины отказался Ситроен, выпустив лишь прототип.

Вуазэн, твердо убежденный в том, что именно такой мотор способен обеспечить малошумную езду, вдохновился идеей и взял проект на вооружение. Так появился первый "Вуазэн С-1" или "18/23CV". 5 февраля 1919 года он был готов к дорожным испытаниям. Серийное производство началось на следующий год.

Решив проверить своего первенца в гонках, Вуазэн повысил мощность его двигателя до 90 л.с. путем увеличения степени сжатия и установки алюминиевых поршней. Этому автомобилю в 1922 году удалось одержать победу в состязаниях легковых машин на Большой приз Франции. Автомобиль "С-1" стал основой всех моделей "Вуазэна", вплоть до самого импозантного "С-23".

Вуазэн С-14
Вуазэн С-1 (1920)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый бесклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95 х 140 мм
Рабочий объем: 3969 см3
Мощность: 90 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжероннаяна полуэллиптических рессорах
Подвеска: барабанные на задних колесах
Тормоза: открытый
Максимальная скорость: 130 км/ч

Вуазэн VI2

Первый опытный "Вуазэн" с двигателем V12 рабочим объемом 7260 см3 был представлен на Парижском салоне 1921 года. Мотор имел угол развала цилиндров всего 30°. Вместо традиционного фрикционного сцепления установили гидравлическую муфту. Организация производства потребовала огромных расходов, поэтому Вуазэн смог построить лишь прототип.

В 1930 году французский конструктор вновь вернулся к любимому мотору V12, построив две низкорамные машины "Диана" и "Сирокко", представлявшие собой скоростные лимузины высшего класса. У обоих была низко посаженная рама с продольными рессорами подвески, размещенными под осями.

Несмотря на ограниченную высоту, кузов был очень удобным и вместительным, но шокировал покупателей и специалистов своими подчеркнуто резкими кубическими формами, чем отличалась вся продукция Вуазэна того времени.

Вуазэн V12
Вуазэн Сирокко (1930)
Двигатель: V12 бесклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 72 х 100 мм
Рабочий объем: 4860 см3
Мощность: 115 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: седан
Максимальная скорость: 155 км/ч

(VOLUGRAFO) Турин, Италия, 1946-1948

Фирма "Волюграфо" создала "самый маленький в мире автомобиль". Сначала она выпускала легкие мотоциклы и мопеды, а в 1946 году инженер Бельмондо (Belmondo) разработал одноместный микроавтомобиль "Бимбо" (Bimbo) с легким кузовом из алюминия, весившим всего 125 кг. Его оборудовали одноцилиндровым двигателем объемом 125 см3 мощностью 5 л.с., позволявшим достигать скорости 60 км/ч. От 3-ступенчатой коробки передач крутящий момент при помощи цепной передачи передавался на одно левое заднее колесо. "Бимбо" выпускали в течение двух лет.

(VOLVO) Гётеборг, Швеция, 1927 — Эйндховен/Борн, Нидерланды, 1975-

Первый легковой автомобиль "Вольво" родился 14 апреля 1927 года, хотя еще три года назад Ассар Габриэльсон (Assar Gabrielson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson) пытались построить автомобиль, который был бы приспособлен к дорожным условиям и климату Швеции. При финансовой поддержке фирмы SKF, выпускавшей шариковые подшипники, в 1926 году был изготовлен прототип. При его проектировании дизайнер Масс-Олле (Mass-Olle) руководствовался американскими методами. Машину оборудовали 1,9-литровым 4-цилинд-ровым двигателем с боковыми клапанами. Под обозначением "OV-4" она предлагалась с открытым кузовом, вариант "PV-4" был седаном.

В 1929 году "Вольво" представила первую 6-цилиндровую модель "PV-651" с кузовом в американском стиле. В1930 году она уступила свое место аналогичной модели "PV-652", в которой вместо механического тормозного привода установили гидравлический. Она выпускалась до 1936 года. Годом ранее "Вольво" начала производство модели "PV-36 Кариока" (Carioca) с независимой подвеской передних колес и цельнометаллическим кузовом, очень напоминавшим американский "Крайслер Эйрфлоу" (Chrysler Airflow). Как и заокеанский прообраз, она не нашла признания у покупателей, поэтому в 1936 году ее сменили более традиционные модели "PV-51" и "PV-52". В 1938 году на их базе появились обтекаемые модели "PV-53" и "PV-56", выпущенные в ограниченном количестве. Во время войны многие из них снабжались газогенераторами, работавшими на древесных чурках. Первые варианты новой серии "PV-60" были испытаны в 1942 году, но потом работы над нею прекратили.

Еще перед второй мировой войной на "Вольво" начали разрабатывать малый автомобиль "PV-40" с задним 8-цилиндровым двигателем и несущим обтекаемым кузовом, однако из-за производственных трудностей от реализации этого проекта пришлось отказаться. В военное время он стал идейной основой новой более совершенной модели "PV-444" с 1,4-литровым 4-цилиндровым двигателем с верхним расположением клапанов и нижним распределительным валом, независимой подвеской передних колес и несущим кузовом. Первый экземпляр "PV-444" представили в 1944 году, но из-за послевоенного дефицита стали производство началось только в 1947 году. В 1958 году "PV-444" был модернизирован, став легендарной моделью "PV-544". В 1962 году ее оснастили двигателем "В-18" рабочим объемом 1,8 л с пятью коренными подшипниками.

В 1956 году "Вольво" выпустила новую серию "120" классической компоновки, известную во множестве вариантов. В Швеции ее продавали под названием "Амазон" (Amazon), которая, несмотря на совершенно новый кузов, имела много агрегатов от своих предшественников. Робкую попытку проникнуть в новую для себя область фирма предприняла в середине 50-х годов, создав спортивный автомобиль "Р-1900" со стеклопластиковым кузовом, выпускавшийся только в 1956-1957 годах. Его преемником стало двухместное купе "Р-1800" с двигателем в 1,8 л и кузовом итальянской фирмы Тиа" (Ghia). Модель выпускала английская фирма "Дженсен" (Jensen). Производство началось только в 1961 году, а спустя два года "Вольво" решила перевести монтаж на свой завод в Гётеборге. Изготовленные в Швеции варианты получили обозначение "Р-1800S". В 1966-1969 годах после повышения мощности двигателя до 130 л.с. "Вольво-1800Е" достигал скорости 190 км/ч. В его двигателе был применен впрыск топлива с электронным управлением. В 1971 году началось производство "Вольво-1800ES" с числом мест 2 + 2.

В 1967 году модель "144" получила новый двигатель с верхним распределительным валом. В следующем году появилась комфортабельная модель " 164" с 3-литровым 6-цилиндровым рядным мотором. В 1975 году было заключено соглашение о сотрудничестве с фирмами "Рено" (Renault) и "Пежо" (Peugeot), в результате чего на "Вольво-164" появился двигатель V6 совместного производства, известный как PRV.

В 1975 году увидела свет новая серия "240" с 4-цилиндровым 2,1-литровым двигателем с верхним распределительным валом. В 1979 году "Вольво" представила первую дизельную модель с 6-цилиндровым 2,4-литровым мотором "Фольксваген". В 1980 году фирма выпустила оригинальную новинку - модель "244GLT" с двигателем с турбонаддувом. В 1982 году объем 4-цилиндрового мотора увеличили до 2,3 л, a V6 - до 2,8 л. В том же году "Вольво" включила в свою программу престижную модель "760GLE" с мотором V6. По ее угловатому кузову можно было легко определить, что она предназначалась для американского рынка. "Вольво-760" и ее 4-цилиндровый вариант "740" в 1990 году заменили серией "940/960". "Вольво-940" оборудовали 4-цилиндровыми двигателями, "Вольво-960" получил рядный 2,9-литровый 6-цилиндровый мотор мощностью 204 л.с.

В 1975 году "Вольво" стала владельцем отделения легковых автомобилей голландской фирмы ДАФ (DAF) из Эйндховена, где в 1976 году начали выпускать самый маленький автомобиль серии "340". С 1986 года там выпускалось переднеприводное 4-местное купе серии "480" с двигателями в 1,7-2,0 л, а с 1988 года изготовлялись автомобили среднего класса "440/460" с моторами 1,6-2,0 л, включая 1,9-литровый турбодизель.

Начало 90-х годов ознаменовалось рождением нового переднеприводного автомобиля "Вольво-850", главной новинкой которого стал необычный 5-цилиндровый 20-клапанный мотор рабочим объемом 2,45 л. В середине последнего десятилетия XX века произошли коренные изменения в программе "Вольво"и индексации моделей. В сентябре 1995 года была представлена серия "40", включающая седан "S40" и 5-дверный универсал "V40" с моторами рабочим объемом от 1,6 до 2,0 л. Она выпускается на новом заводе в голландском городе Борне взамен прежней гаммы "440/460". В конце 1996 года "Вольво" представила сразу два обновленных семейства. Гамма "70" предлагается как замена серии "850" и оснащается 5-цилиндровыми моторами в 1984; 2319 и 2435 см3, развивающими в разных исполнениях мощность от 126 до 239 л.с. Семейство состоит из седана "S70", грузопассажирского варианта "V70" и кабриолета или купе "С70". Классическая гамма машин "940/960" теперь получила обозначение "90". Модели оснащаются рядным 6-цилиндровым 24-клапанным мотором в 2922 см3 мощностью 180 или 204 л.с.

Вольво PV-444

Эту машину впервые показали в 1944 году, хотя ее разработка началась за четыре года до этого. Из-за нехватки нужной стали серийное производство удалось начать только в 1947 году. Публика нашла обтекаемый кузов не слишком элегантным. Как и большинство прежних автомобилей "Вольво" "PV-444" был выполнен в американском стиле: массивные крылья и прямоугольная решетка радиатора напоминали "Форд" (Ford) образца 1942 года, а боковины и задняя часть походили на купе "Бьюик" (Buick) 1941 года. Американское влияние ощущалось и в остальном,начиная от концепции несущего кузова, когда-то разработанного "Дженерал Моторс", и заканчивая карбюратором с падающим потоком системы "Картер" (Carter), батарейным зажиганием "Аутолайт" (Autolite), гидравлическим приводом тормозов "Вагнер Локхид" (Wagner Lockheed), независимой передней подвеской на пружинах, применявшейся на машинах "Дженерал Моторс" 1938 года, и длинным рычагом переключения передач американской разработки 1937 года. Так родилась европейская машина небольших размеров с высокими ходовыми, прекрасными аэродинамическими качествами. Действительно, "PV-444" стал первым легковым автомобилем "Вольво", который экспортировался в значительных количествах, в том числе и в США.

Насеверо-американском рынке "Вольво" в период до 1958 года, продав в общей сложности 21700 машин, заняла место в первой десятке европейских импортеров после абсолютного рекордсмена "Фольксвагена" (Volkswagen) и нескольких британских фирм. Первоначально "PV-444" оборудовали двигателем с верхним распределительным валом рабочим объемом 1420 см3 мощностью 44 л.с. В 1956 году мощность составила 51 л.с., а с 1957 года - 60 л.с. при увеличении объема до 1580 см3. В 1958 году после продажи 196005 экземпляров производство "PV-444" прекратилось. Ее место заняла модель "PV-544" с мотором в 1580 см3, но повышенной мощности (до 66 или 85 л.с.). В 1962 году эти параметры возросли и составили соответственно 1780 см3, 68 и 90 л.с. Модель "PV-544" оставалась в производстве до октября 1965 года, а универсал - до 1969 года. При объеме продаж 243995 экземпляров машина оказалась еще более успешной, чем все предшественники, став многократным победителем престижных ралли. Всего было выпущено 440 тысяч машин серий "PV-444" и "PV-544".

Машины "PV-444/544" позволили фирме не только активно заявить о себе на зарубежных рынках, но и создать в Скандинавии репутацию важнейшего производителя автомобилей. Высокая надежность, неприхотливость, долговечные двигатели и, не в последнюю очередь, успехи в спортивных соревнованиях создали фирме солидный авторитет во всем мире. Появившиеся позднее модели "122" и "144" наметили глубокий научный подход в области повышения безопасности автомобиля.

Вольво PV-444
Вольво PV-444L (1957)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 80 мм
Рабочий объем: 1583 см3
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая, рычажно-пружинная, задняя - цельная балка моста на продольных рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-дверный седан несущего типа
Максимальная скорость: 156 км/ч

Вольво Р-1800

Спортивный автомобиль "Вольво Р-1800" впервые был представлен в США в 1959 году. В 1961-1964 годах его собирала английская фирма "Дженсен". После перевода производства в Швецию она получила обозначение "P-1800S". Оба варианта оборудовались 1,8-литровым двигателем, однако в 1968 году его рабочий объем возрос до 2 л, а на следующий год был применен электронный впрыск топлива, после чего название изменили на "1800Е". Наследник "1800ES" вобрал в себя стили спортивного автомобиля и универсала. Он снабжался мотором мощностью 130 л.с. и развивал 190 км/ч. Вариант "1800S" получил 4-ступенчатую коробку передач и дополнительную так называемую "ускоряющую" передачу.

Вольво P-1800S
Вольво-1800S (1970)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 88,9 х 80 мм
Рабочий объем: 1986 см3
Мощность: 110 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на продольных рычагах и торсионах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: спортивное купе несущего типа
Максимальная скорость: 185 км/ч

Вольво-850

Представленный в июне 1991 года "Вольво-850" отличался от предыдущих машин классической компоновки. Он вобрал в себя совершенно новые решения: передний привод и - уникальное явление в мире - поперечный 5-цилиндровый двигатель. Более мощная модель "850GLT" с 20-клапанным мотором (170 л.с.) отличалась высокими скоростными показателями и экономичностью. С места до 100 км/ч она разгонялась за 9 с. Одновременно предлагалась модель "850GLE" с 10-клапанным мотором. С 1992 года выпускается универсал "850", дополненный позднее полноприводным вариантом, а с 1993 года - вариант "Т-5" с мотором в 2319 см3 с турбонаддувом мощностью 225 л.с. В конце 1996 года эту серию заменило новое семейство "S70/V70".

Вольво-850 GLT
Вольво-850 GLT (1993)
Двигатель: рядный 5-цилиндровый 20-клапанный с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83,0 х 90,0 мм
Рабочий объем: 2435 см3
Мощность: 170 л.с. при 6200 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая системы "Макферсон", задняя на продольных рычагах и пружинах
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: 4-дверный седан или универсал несущего типа
Максимальная скорость: 210 км/ч

Вольво S-40/V40

В сентябре 1995 года на автосалоне во Франкфурте-на-Майне появился новый седан "Вольво S40" и его 5-дверный грузопассажирский вариант "V40", которые заменили хорошо известную серию "440/460". При создании автомобиля использовалась платформа японского "Мицубиси Каризма" (Mitsubishi Carisma). В серии "S40/V40" применяются только экологически чистые материалы. Более 90% деталей в дальнейшем могут перерабатываться и использоваться вторично. Машина оснащена самыми современными средствами пассивной безопасности, которыми всегда славилась "Вольво".

К новинкам относится система SIPS, включающая боковые подушки безопасности и усиленные элементы кузова. Она защищает водителя и пассажиров от действия боковых сил при аварии, рассеивая энергию удара по несущим элементам кузова, стойкам, днищу и крыше. Другая система DSA регулирует тяговое усилие, обеспечивая интенсивный разгон автомобиля без пробуксовки колес даже на скользской дороге. При большой загрузке или буксировке прицепа нагрузка на колеса автомобиля перераспределяется системой "Нивомат" (Nivomat).

Новый автомобиль оборудуется 4-цилиндровыми бензиновыми моторами переднего поперечного расположения рабочим объемом 1,6-2,0 л, развивающими мощность от 105 до 140 л.с., в 2-литровом исполнении "Т-4" с турбонаддувом - 200 л.с. Кроме этого, имеется турбонаддувный 1,9-литровый дизель в 90 л.с. В 1998 году эту гамму дополнил двигатель "Мицубиси" объемом 1,8 л с непосредственным впрыском топлива.

Вольво S40
Вольво S40 2.0 (1997)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с впрыском топлива
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83,0 х 90,0 мм
Рабочий объем: 1948 см3
Мощность: 140 л.с. при 6000 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза: дисковые всех колес, передние вентилируемые
Кузов: 4-дверный седан несущего типа
Максимальная скорость: 210 км/ч

(VAUXHALL) Лондон/Лутон, Великобритания, 1903-

Фирма "Воксхолл" существует с 1857 года (Воксхолл - квартал в Лондоне). Ее основал Александр Уилсон (Alexander Wilson). Сначала фирма была хорошо известна как производитель судовых двигателей. В 1896 году она предлагала уже целую гамму моторов внутреннего сгорания. Первый автомобиль "Воксхолл-5НР" оборудовали одноцилиндровым оппозитным двигателем мощностью 5 л.с. с цепным приводом, подвеской на пружинах и рулевым управлением с продольным рычагом. Его аналогом послужил американский "Брашмобил" (Brushmobile). Следующая модель "6НР" полностью повторяла конструкцию первенца, но уже имела передачу заднего хода.

В 1905 году "Воксхолл" переехала из Лондона в Лутон, в графстве Бедфордшир. Вскоре появились три новые модели. Все они были оснащены 3-цияиндровыми двигателями и 6-ступенчатыми коробками передач. Отличительной особенностью первых "воксхоллов" стал низкий клиновидный капот. В 1906 году появился "Воксхолл-18/20НР" с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей, за которым последовала более легкая модель "12/16НР". Новой внешней особенностью всех машин стал массивный никелированный радиатор, применявшийся до 1959 года.

Тем временем главный конструктор фирмы Лоуренс По-мерой (Laurence Pomeroy) закончил разработку модели "20НР", которая одержала победу в специальном пробеге на надежность 1908 года, пройдя без поломок 3200 км. Померой спроектировал также еще одну машину, которая в 1910 году убедительно продемонстрировала свои возможности в пробеге на приз немецкого принца Генриха, после чего выпускалась под названием "Принц Генри" (Prince Henry). В серийных исполнениях рабочий объем двигателя этой машины повысили до 4 л. "Принц Генри" считается родоначальником самой знаменитой серии "Воксхолл-30/98", хотя незадолго до начала первой мировой войны успели построить очень небольшое количество машин. "Воксхолл" относится к числу немногих британских производителей, которым удалось и во время войны продолжить производство легковых автомобилей. К ним принадлежит "Вокс-холл-D", применявшийся в английской армии как штабная машина. В 1919 году под индексом "Е-30/98" она была включена в производственную программу, но сначала оборудовалась двигателем с боковыми клапанами. Переработанный в 1922 году вариант "ОЕ-30/98" оснастили новым 4,2-литровым двигателем с верхними клапанами и тормозами на всех колесах. Одновременно "Воксхолл" ввела в программу новую более экономичную модель "14/40НР".

Объем продаж автомобилей "Воксхолл" никогда не был большим. В 1924 году, например, было изготовлено 1400 экземпляров. Американский концерн "Дженерал Моторс" (General Motors), давно намеревавшийся создать в Великобритании плацдарм для вторжения на европейский рынок, заинтересовался "Воксхолл" и в 1925 году приобрел ее. Спустя 3 года появились первые "воксхоллы", в конструкции которых уже ощущалось американское влияние. Среди первых был автомобиль "20/60НР" с верхнеклапанным двигателем и катушечным зажиганием. В последующие годы появились серии "Сайлент-80" (Silent) с 6-цилиндровым 3,9-литровым бесклапанным двигателем и "Харлингхэм-R" (Hurlingham) - спортивный вариант модели "20/60НР". В 1931 году на смену серии "20/60" пришел более совершенный и экономичный "Кадет" (Cadet) или "17НР" с 2-литровым двигателем мощностью 40 л.с., а по желанию клиента - 57 л.с. Несмотря на низкую цену, "Кадет" с 1932 года оборудовали синхронизированной коробкой передач. Первым английским серийным автомобилем с люком в крыше в 1933 году стал "Воксхолл-А Лайт Сикс" (Light Six) в вариантах "12НР" и "14НР". Кроме них в программу входили комфортабельные модели "20НР" в двух сериях "BY" и "ВХ", различавшихся рабочими объемами моторов-2,4 и 3,2 л. Последняя из них, известная как "Биг Сикс" (Big Six), продавалась до 1936 года. Ее сменила серия "G" (25HP) с независимой подвеской передних колес системы "Дюбоннэ" (Dubonnet). Такая конструкция также использовалась на моделях 1935 года — "DY" (12НР)и"ОХ"(14НР).

"Воксхолл-Н" (10НР) в 1938 году стал первым британским автомобилем с несущим кузовом. На нем стояла 3-ступенчатая коробка передач, а средний расход топлива составлял менее 9 л на 100 км. В 1939 году все машины "Воксхолл" получили гидропривод тормозов. Росту сбыта способствовал новый дешевый автомобиль серии "U" (14HP) среднего класса с 6-цилиндровым двигателем в 1781 см3.

Во время войны все заводы "Воксхолла" выпускали грузовые автомобили "Бедфорд" (Bedford), танки "Черчилль" (Churchill) и пушки, а к концу войны фирма строила также реактивные авиамоторы. Сразу же после войны было возобновлено производство моделей"10НР"и "12НР"с 4-цилиндровыми двигателями и "14НР" с 6-цилиндровы-ми моторами, которые выпускались до 1948 года. Место устаревших машин заняли две новые модели серии "L" "Уайверн" (Wyvern) с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором и "Велокс" (Velox) с 2,3-литровой "шестеркой". В форме их кузовов отразилось влияние американского дизайна с характерными утопленными в обтекаемые крылья фарами.

В 1952 году в серии "Е" кузова обеих машин подверглись основательной переработке, а старые двигатели заменили современными ко-роткоходными. В 1955 году появилась комфортабельная "Креста" (Cresta). В 1957 году был выпущен, ставший очень популярным, экономичный "Виктор" (Victor). В 1962 году его кузов модернизировали, а семейства "Велокс" и "Креста" обрели новую внешность. С 1964 года начали использовать более мощные двигатели: объем двигателя "Виктора" повысили до 1,6 л, а 6-цилиндровых - до 3,3 л. В том году правление фирмы приняло решение начать производство малолитражных автомобилей. В результате появилась "Вива" (Viva) серии "НА" с 4-цилиндровым двигателем в 1057 см3 и немного угловатым кузовом. В 1967 и 1970 годах ее конструкция и дизайн дважды подверглись переработке. Новая "Вива-НС" предлагалась в двух вариантах с моторами рабочим объемом 1159 и 1256 см3.

В 1968 году "Воксхолл" представила полностью измененный "Виктор". Его моторы в 1,6 и 2,0 л с верхним распределительным валом устанавливались спереди с небольшим углом наклона. Вскоре к ним прибавился еще и 1,8-литровый вариант. Одновременно старый 6-цилиндровый 3,3-литровый двигатель установили на более солидной модели "Вентора" (Ventora), внешне напоминавшей "Виктор". В 1971 году кузов "Виктора" немного увеличили, использовав внутреннюю отделку от машин "Опель" (Opel) более высокого класса. Объем двигателя составил 2,3 л. Это стало отправной точкой в сотрудничестве с немецкой фирмой, тоже принадлежащей "Дженерал Моторс". Двигатель 1,6-литрового "Виктора" поставили на новую модель "Вива", которая в варианте купе называлась "Фиренца" (Firenza) и оснащалась, кроме того, еще двумя моторами рабочим объемом 1,3 и 2,3 л. В 1973 году "Воксхолл" снова переработала всю серию "Вива/Фиренца". Варианты с более мощными двигателями (1,8 и 2,3 л) получили название "Магнум" (Magnum). В 1975 году на рынок поступил "Шеветг" (Chevett) с кузовом хэтчбек и двигателем в 1256 см3 от серийной "Вивы". На следующий год седан "Кавальер" (Cavalier) стал копией "Опеля Аскона" (Ascona). Он предлагался с двигателями в 1,3; 1,6 и 1,9 л. Его начали выпускать на заводе "Дженерал Моторс" в Бельгии, но в августе 1977 года производство перевели в Англию. Последующие годы стали свидетельством медленной потери "Воксхоллом" своей самостоятельности.

В начале 1979 года появились модели среднего класса "Карлтон" (Carlton) и "Ройял" (Royal), оказавшиеся копиями соответствующих машин "Опеля" с рядным 6-цилиндровым мотором в 2,8 л. Спустя год "Ройял" предлагали с 3-литровым двигателем. Последнюю "Виву" построили в Канаде в середине 1979 года, и с тех пор роль самой популярной модели перешла к "Астре" (Astra) - британскому аналогу "Опеля Кадетт" (Kadett). В 1982 году появился новый вариант "Кавальера" с передним приводом и двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,6 л, однако и он полностью копировал немецкую "Аскону". Тем не менее, выпустив новый "Кавальер", "Воксхолл" опередила британский "Форд" по объемам производства. Лишь в 1983 году "Форду" удалось выйти вперед, заменив устаревшую "Кортину" (Cortina) на "Сьерру" (Sierra), которая стала сильным конкурентом "Кавальера". В 1984 году вступил в строй завод "Дженерал Моторс" в Сарагосе (Испания), рассчитанный на производство компактных автомобилей, которые на рынке континентальной Европы стали называться "Опель Корса" (Corsa), а на английском - "Воксхолл Нова" (Nova). С тех пор программа "Воксхолла" стала полностью идентичной продукции "Опеля" за исключением названий и комплектаций, так как "Воксхолл", в отличие от "Опеля", имеет правостороннее управление. Совсем недолго "Опель Вектра" (Vectra) назывался на Британских островах "Кавальером", а аналог немецкого "Рекорда" (Rekord) именовался "Карлтон". В настоящее время вся продукция "Воксхолл" аналогична моделям "Опеля".

Воксхолл Принц Генри

Эта известная машина является прямым потомком "Воксхолла-20НР", который в 1908 году одержал победу в соревнованиях на надежность, благополучно одолев расстояние в 2 тысячи миль (3200 км). Этот успех и другие спортивные достижения побудили в 1909 году директоров фирмы Перси Киндера (Percy Kinder) и А. Дж. Хэнкока (A. J. Hancock) выставить ее улучшенный вариант в гонке на приз прусского принца Генриха, брата германского императора Вильгельма II, который был организатором престижных соревнований для стандартных легковых автомобилей в 1908-1910 годах.

Главный конструктор "Воксхолла" Лоуренс Померой, которому тогда было всего 24 года, получил задание - построить для этой машины новый двигатель с верхним и чуть смещенным распределительным валом, приводившим клапаны V-образного расположения. Первый вариант оказался неудачным, поэтому заявленные на гонку автомобили оборудовались усиленными вариантами двигателя модели "20НР" мощностью от 38 до 55 л.с. На состязаниях 1910 года "воксхоллы" показали себя весьма прочными и надежными, хотя главный приз достался машинам "Аустро-Даймлер" (AustroDaimler) с 5,7-литровым мотором мощностью 95 л.с.

Спортивные варианты стали основой обычных легковых машин "Воксхолл-С" и "Принц Генри", показанных в 1911 году на Лондонском автосалоне. Подобным образом поступили и австрийцы: "Аустро-Даймлер" в 1911 - 1914 годах также выпускал автомобили марки "Принц Генрих". Британский "Принц" с немецким именем до 1912 года предлагался с 3-литровым мотором. Затем его заменил 4-литровый мощностью 70-75 л.с. Колея и база этих исполнений были увеличены, что позволило устанавливать на шасси кузова больших размеров. Все модели этой серии имели колеса со спицами и центральной гайкой. С 1913 года на них начали сериино устанавливать элект-1 рическое освещение, а с 1914' года - электрический стартер. Как и другие модели "Воксхолла" того времени они имели большой дорожный просвет, могли работать на плохих дорогах в британских колониях. К слабым местам "Принца Генри" следует отнести коробку передач, тормоза задних колес и систему охлаждения.

В автоспорте эти машины оказались очень успешными. "Принц Генри" победил при температуре - 40°С в зимней гонке 1912 года в Швеции, ав 1913 году выиграл 35 горных гонок и 14 заездов на надежность. В пробеге по России 1911 года он прошел всю дистанцию без единого штрафного очка, что побудило Николая II приобрести такую машину. Во время войны "Принц Генри" использовался в качестве штабного автомобиля. Всего их изготовили 240 экземпляров.

Воксхолл Принц Генри
Воксхолл Принц Генри (1914)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95x140 мм
Рабочий объем: 3969 см3
Мощность: 70 л. с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах и на трансмиссии
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 120 км/ч

Воксхолл-30/98

Бизнесмен Джон Хиггинсон (John Higginson) родом из графства Ланкашир стал известным благодаря своему изобретению - системе карбюраторного питания "Ауто вак" (Autovac), работавшей от разряжения во впускном коллекторе. Кроме того, он считался уважаемым "водителем-джентельменом", одержавшим многочисленные победы на машинах "Мерседес-60PS" (Mercedes) и "Ля Бьюир" (La Buire). Страстно увлеченный автоспортом, Хиггинсон обратился к Померою с предложением модернизировать "Принц Генри" и вновь превратить его в спортивный автомобиль, установив на первоначальном шасси двигатель повышенной мощности.

Новый "Воксхолл" получил обозначение "30/98". До начала войны было построено лишь 13 экземпляров, предназначенных для узкого круга владельцев. Одним из них стал Хиггинсон, вновь проявивший себя способным гонщиком. После войны "30/98" был включен в программу как "Е-30/98". На нем использовали более прочное армейское шасси серии "D" с короткой базой. Очень скоро новый "Воксхолл" завоевал хорошую репутацию дорожно-спортивного автомобиля с двигателем повышенной мощности, хотя ему так никогда и не удалось опередить 3-литровый "Бентли" (Bentley).

В 1922 году "Воксхолл-Е" получил верхнеклапанный мотор и новое обозначение "ОЕ-30/98". Он оказался более тихим и мощным, развивая 120 л.с. вместо прежних 90 л.с. По желанию клиента автомобиль поставлялся со спортивным алюминиевым кузовом. Самым слабым местом серии "30/98" являлась тормозная система, хотя в 1923 году ее несколько усилили, установив тормоза на передних колесах. Лишь в 1926 году появился гидропривод тормозов. В конце 1927 года выпуск серии "30/98" был полностью прекращен. Всего изготовили около 580 экземпляров.

Воксхолл 30/98
Воксхолл ОЕ-30/98 (1922)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 98 х 140 мм
Рабочий объем: 4224 см3
Мощность: 120 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: открытый
Максимальная скорость: 130 км/ч

Воксхолл Кадет

Малогабаритный "Кадет" (17НР), запущенный в производство в октябре 1931 года, в свое время был самым экономичным из всех автомобилей, выпускаемых "Воксхоллом". Его скругленные формы явно напоминали модные американские машины. Вскоре "Кадет" стал очень популярным. Во многом благодаря ему "Воксхолл" вошла в число наиболее известных в мире фирм-производителей автомобилей.

В 1932 году "Кадет" был значительно улучшен. На нем установили генератор напряжением 12 В вместо старого 6-вольтового и новый рулевой механизм, но главным новшеством стала синхронизированная коробка передач. На американском рынке она уже не была диковинкой, однако в Англии "Кадет" стал первым автомобилем с такой коробкой. На его базе выпускался упрощенный вариант "26НР", предназначенный главным образом для британских колоний.

Воксхолл Кадет
Воксхолл Кадет (1932)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 67,5 х 95,5 мм
Рабочий объем: 2048 см3
Мощность: 40 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: седан или купе
Максимальная скорость: 100 км/ч

Воксхолл Велокс/Уайверн

Седаны новой серии "Е" -"Уайверн" с 4-цилиндровым 1,5-литровым двигателем и "Велокс" с 6-цилиндровым мотором в 2,3 л, серийно начали выпускаться в 1951 году. Их основой стали предыдущие одноименные выпуски серии "L" 1948-1951 годов. В 1952 году на них устанавливались два короткоходных мотора - в 1507 см3 для "Уайверна" и в 2262 см3 для "Велокса". Когда же на рынке опять стали продавать высокооктановый бензин, "Велокс" стали предлагать со специальной головкой блока цилиндров, повысившей степень сжатия до 7,6.

Новинкой обоих автомобилей, не считая панорамного лобового стекла, был откидывающийся в сторону капот, замененный позднее традиционной конструкцией. За исключением небольших косметических изменений, например, новой облицовки радиатора в 1956 году, кузов многие годы не подвергался модернизации. Следует упомянуть, что в 1954 году на их базе появилась более комфортабельная "Креста".

В 1953 году произошли два знаменательных события: завод "Воксхолл" покинул миллионный автомобиль и в течение одного года впервые было изготовлено более 100 тысяч машин. Основная доля приходилась на "Уайверн" и "Велокс" серии "Е". До 1957 года выпустили 341626 экземпляров. Через несколько лет производство обновленного "Велокса" было возобновлено.

Воксхолл Уайверн
Воксхолл Уайверн (1953)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79,4 х 76,2 мм
Рабочий объем: 1507 см3
Мощность: 40 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, задняя на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 4-дверных седан
Максимальная скорость: 115 км/ч

Воксхолл ОЕ-30/98 (1923)

Часто забывают, что модель "ОЕ-30/98" должна была составить конкуренцию "роллс-ройсам". Как и все автомобили того времени, машина имела довольно простую конструкцию. Слева двигатель "Воксхолла-30/98" выпуска 1914 года. Цифра 30 в его обозначении указывает на налоговую мощность, а 98 - диаметр цилиндров двигателя в мм. Рабочий объем составлял 4224 см3.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 4-цилиндровый с коленчатым валом на 5 подшипниках
Диаметр цилиндра и ход поршня: 98x140 мм
Рабочий объем: 4224 см3
Степень сжатия: 5,0
Система газораспределения: два верхних клапана на цилиндр с приводом толкателями и коромыслами от нижнего распределительного вала
Система питания: один карбюратор "Зенит-48НА" (Zenith), с 1926 года - система "Аутовак"
Система зажигания: от магнето
Мощность: 120 л.с. при 3300 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: многодисковое системы "Воксхолл"
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая несинхронизированная, передаточные числа: 3,69; 2,36; 1,54; 1,00
Главная передача: гипоидная, передаточное число - 3,3
Подвеска
Передняя: передняя неразрезная ось и цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах с регулируемыми фрикционными амортизаторами системы "Хартфорд" (Hartford)
Задняя: винт и ролик
Тормоза: барабанные с механическим приводом на все колеса и на трансмиссию
Колеса и шины
Колеса: со спицами типа "Рудж-Уитворт" (Rudge-Whitworth) размером 820 х 120
Шины: диаметром 32 дюйма (81 см)
Кузов и рама
Кузов: 2-или 4-местный открытый типа"Велокс"
Рама: стальная лонжеронная
Размеры и масса
Длина: 4165 мм
Ширина: 1676 мм
База: 2972 мм
Колея: передняя/задняя 1372/1372 мм
Масса: 1473 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Средний расход топлива: 14,8 л на 100 км

Воксхолл Вива

Конструкция представленного в 1964 году малолитражного автомобиля "Вива" серии "НА" отчетливо напоминала немецкий "Опель Кадетт". Его цена была очень низкой, поэтому практически все желающие могли приобрести этот простой 2-дверный седан с угловатыми формами.

Проведя испытания "Вивы", специалисты отметили "превосходство автомобиля как в отношении скорости, так и управляемости, маневренности, вместимости, качества подвески и общего уровня комплектации". И все же у "Воксхолл Вивы" нашлось уязвимое место. Это - двигатель. В моторах автомобилей первых серий нередко случались повреждения коленчатых валов, поэтому репутация "Вивы" оказалась несколько подмоченной.

"Вива" выпускалась до 1967 года. Изготовлялись универсалы и легкие фургоны. Последние пережили легковые варианты на 7 лет. Сама же марка "Вива" просуществовала до середины 1979 года. Канадское отделение американской компании "Понтиак" (Pontiac) изготовляло легковой автомобиль с 2-литровым двигателем под названием "Вива".

Воксхолл Вива
Воксхолл Вива (1964)
Двигатель: рябный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 74,3х60,96 мм
Рабочий объем: 1057 см3
Мощность: 44 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: независимая на двойных поперечных рычагах и поперечных рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: несущего типа, 2-дверный седан
Максимальная скорость: 130 км/ч

Воксхолл Астра

Легендарные традиции британского "Воксхолла" давно ушли в прошлое. Сегодня эта компания стала лишь сборочным отделением американского концерна "Дженерал Моторс", выпуская легковые "опели" под маркой "Воксхолл". От своих немецких собратьев "воксхоллы" отличаются не только правым расположением органов управления, эффектной эмблемой с изображением мифического грифона и облицовкой радиатора, но и иными комплектацией и отделкой интерьера. Характерным примером является "Воксхолл Астра" (Astra). У автомобиля эллипсовидная облицовка радиатора заменена горизонтальными воздухозаборниками, установлены бамперы и колесные диски иной формы, изменены формы зеркал заднего вида и задних фонарей, в салоне - новая панель приборов и сиденья британского производства, другая обивка, применяется более эффективный отопитель. В стандартный набор двигателей "Астры" входят бензиновые 4-цилиндровые агрегаты рабочим объемом 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 л и дизель с турбонаддувом рабочим объемом 1,7 л. Незначительные изменения внесены в элементы трансмиссии и шасси. "Воксхолл Астра" имеет полностью оцинкованный кузов, что значительно увеличивает его антикоррозионную стойкость. Предлагается пакет безопасности, в который входят две надувные подушки, усиленная тормозная система с АБС, энергопоглощающие боковые элементы.

Воксхолл Астра-1.4 LS
Воксхолл Астра 1.4 (1996)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с впрыском топлива
Диаметр цилиндра и ход поршня: 77,6 х 73,4 мм
Рабочий объем: 1389 см3
Мощность: 75 л.с. при 5800 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая типа "МакФерсон", задняя полунезависимая рычажно-пружинная
Тормоза: передние дисковые вентилируемые, задние барабанные
Кузов: 3 - или 5-дверный хэтчбек
Максимальная скорость: 175 км/ч

(VITTORIA) Турин, Италия, 1914-1915

Марка "Виттория" родилась благодаря инициативе туринского журналиста Джорджи Амброзини (Giorgio Ambrosini), который в 1914 году спроектировал довольно интересный автомобиль. На нем стоял 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3176 см3 мощностью 30 л.с. при 1800 об/мин с карданным приводом и 4-ступенчатой коробкой передач. Выпустив несколько экземпляров, фирма прекратила свою деятельность.

(VINOT-DEGUINGAND) Пюто/Нантерр, Франция, 1901-1925

Первые автомобили фирмы, получившей название от фамилий ее основателей, имели 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом 1500 см3, цепной привод и раму из штампованной стали. В 1903 году в программу включили две модели с 4-цилиндровыми моторами: "12CV" в 2211 см3 и "18CV" в 3685 см3. В 1906 году фирма выпускала уже целую гамму машин — от легкой модели "12/16CV" с 4-цилиндровым мотором в 2212 см3 до мощной "35/50CV" 6-цилиндровым 7-литровым двигателем.

С 1908 года началось производство модели "16/24CV" с карданным приводом, 4-ступенчатой коробкой и достаточно элегантным кузовом. Вскоре появилась аналогичная "24/32CV". Через год "Вино-Дегинжан" приобрела фирму "Гладиатор" (Gladiator), и с этого момента машины обеих марок стали практически одинаковыми за исключением формы радиаторов, которая оставалась неизменной последующие 10 лет.

В 1910 году появился новый автомобиль "12/16CV" с редкой для своего времени системой смазки двигателя под давлением. В следующем году в программу вошли новые "10/12CV", "15CV" и "25/30CV с 4-цилиндровыми моторами в 1,7-4,1 л, а также "50CV"c 6-цилиндровым 8-литровым мотором. После войны их заменили верхнеклапанные модели "12CV" и "11/25CV". В 1925 году фирму "Вино-Дегинжан" приобрела компания "Доннэ" (Donnet).

Вино-Дегинжан-12СV
Вино-Дегинжан 12 CV (1912)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 130 мм
Рабочий объем: 2613 см3
Мощность: 35 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый
Максимальная скорость: 80 км/ч

(ВИЛЛИС-ОВЕРЛЕНД) WILLYS (WILLYS-OVERLAND) ИндианаполисДолидо, США, 1908-1956

Торговец автомобилями Джон Норт Виллис (John North Willys) однажды выручил небольшую компанию "Оверленд". Когда она попала в финансовый тупик, грозивший банкротством, он заказал у нее сразу 500 машин. Убедившись в хорошем качестве этих автомобилей, Виллис в 1908 году приобрел "Оверленд". Новое предприятие стало называться "Виллис-Оверленд". Сначала фирма сосредоточилась на производстве спортивных автомобилей с 4-цилиндровым двигателем и планетарной коробкой передач. За ними последовали легковые 45-сильные "Оверленд Сикс" (Six) и "Виллис Сикс". В 1910 году "Виллис-Оверленд" переехала в Толидо, в цеха разорившейся компании "Поуп-Толидо" (Pope-Toledo). В 1913 году, продав 35 тысяч машин, "Виллис-Оверленд" стала одной из ведущих американских фирм, производивших экономичные автомобили с моторами рабочим объемом до 1,5 л. Высокий спрос объяснялся низкой ценой на автомобили. Например, даже солидный "Оверленд-79" с 4-литровым мотором можно было приобрести всего за 950 долларов.

В 1914 году на некоторых моделях начали устанавливать электрические стартеры и освещение. Новый "Виллис-Найт" (Knight) получил 4-цилиндровый бесклапанный мотор в 4529 см3. В 1920 году был заключен договор о сотрудничестве с британской фирмой "Кроссли" (Crossley) из Манчестера, что привело к созданию компании "Виллис-Оверленд-Кроссли". Под этим длинным названием в Англии стали выпускать автомобиль "Фор" (Four), который отличался необычной задней трехрессорной подвеской. С 1924 года на нем устанавливали двигатель "Моррис Оксфорд" (Morris Oxford).

В 1925 году выпуск автомобилей стабилизировался. В неделю производилось 2150 машин: 250 из них были "Оверленд Сикс", 600 - "Оверленд Фор" и 1300 - "Найт". В 1926 году в программу включили недорогую модель "Уиппит" (Whippet). В 1929 году Джон Виллис отказался от своей доли акций, и вскоре его фирма под ударами Великого кризиса объявила о банкротстве. Однако затем вновь возродилась под названием "Виллис". Тогда на рынок поступил "Виллис-77" революционной обтекаемой формы, но с недолговечным кузовом. До 1936 года он оставался единственным легковым автомобилем в программе. Модернизированный и переименованный в "Виллис-Америкэн", он продавался до 1942 года. В 1940 году "Виллис" получила заказ на разработку легкого армейского автомобиля, который на военном языке назывался "транспортным средством грузоподъемностью четверть тонны". Автомобиль был разработан в кратчайшие сроки и уже с 1941 года серийно выпускался как "Виллис" модели "MB". Одновременно на "фордовских" конвейерах собирались однотипные "Ford-GP" и "GPV", очень похожие на "Виллис-МВ". Аббревиатура "GP" произносилось как "Джи-Пи", которую американские солдаты сократили до "Джип". Так появилось слово, которым во всем мире стали называть любые грузопассажирские вседорожные автомобили.

После войны прозвище армейских машин стало официальной маркой. Всего за 4 года войны было выпущено 361 349 экземпляров автомобилей типа "MB". С 1946 года "Виллис" сосредоточилась на производстве многочисленных вариантов "Джипа" - от легких армейских до крупных "семейных" Среди них был "Джипстер" (Jeepster), выпускавшийся с 1948 года в нескольких исполнениях и ставший прообразом современных универсальных вседорожников. На нем использовали 4-цилиндровый мотор рабочим объемом 2199 см3 или 6-цилиндровый в 2425 см3 с боковыми клапанами. "Джипстер" снабжался открытым или закрытым грузопассажирским кузовом, разработанным дизайнером Бруком Сти-венсом (Brook Stevens).

В 1953 году "Виллис" представила совершенно новую серию седанов: "Аэро-Ларк" (Aero-Lark), "Аэро-Уинг" (Aero-Wing), "Аэро-Эйс" (Aero-Ace) и "Аэро-Игл" (Aero-Eagle) с 6-ци-линдровым мотором в 2638 см3. В том же году "Виллис" была приобретена корпорацией "Кайзер-Фрезер" (Kaiser-Frazer). В 1955 году серия "Аэро" была модернизирована. Новый 4-дверный седан получил название "Кастом" (Custom), а купе стало именоваться "Бермуда" (Bermuda). В связи с плохим спросом, в 1956 году руководство компании приняло решение прекратить производство обычных легковых автомобилей в США, но машины "Аэро" выпусказилии до 1962 года. В 1963 году отделение бывшего "Виллиса" по их производству переименовали в "Кайзер-Джип" (Kaiser-Jeep), которое в 1969 году вошло в состав корпорации "Америкэн Моторс" (American Motors), с успехом продолжившей выпуск автомобилей марки "Джип".

Виллис "Джип"
Виллис-МВ (1942)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79,4 х 111,1 мм
Рабочий объем: 2199 см3
Мощность: 54 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая с раздаточной коробкой
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытый 4-местный
Максимальная скорость: 100 км/ч

(VELIE) Молайн, США, 1909 — 1928

Еще задолго до наступления эпохи автомобилизации, фирма "У.Л. Вили Ко." (W.L. Velie Co.) сделала себе имя, изготовляя конные экипажи. Когда в 1909 году было принято решение начать выпуск автомобилей, она уже располагала 40-летним опытом производства различных колясок и карет.

Первый автомобиль "Вили-30" оснащался 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3295 см3 и предлагался по невысокой цене, поэтому фирма надеялась продать в 1910 году около 10 тысяч экземпляров. "Вили" нашла себе надежного партнера - компанию по производству сельхозтехники "Джон Дир" (John Deere), которая предоставила ей свою торговую сеть. В 1915 году "Вили" выпустила модель "Блитцуэлл-22" (Blitzwell) с 6-цилиндровым двигателем "Континентал" (Continental) мощностью 40 л.с. Два года спустя появился ее новый вариант "Греатер Вили Блитцуэлл" (Greater Velie Blitzwell).

В 1918 году фирма представила свою самую известную модель "Спорт Кар" (Sport Car) с 4-местным кузовом и 6-цилиндровым двигателем в 4965 см3. В 1922 году начали производство собственного 6-цилиндрового верхнеклапанного мотора рабочим объемом 3335 см3. Незадолго до прекращения своей деятельности, фирма выпускала несколько вариантов базовой модели "8-88" с рядным 8-цилиндровым двигателем "Лайкоминг" (Lycoming).

Вили
Вили Спорт Кар (1918)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 88,9 х 133,4 мм
Рабочий объем: 4965 см3
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый
Максимальная скорость: 105 км/ч

(VESPA) Модема, Италия, 1913-1916

Фирма основана в 1913 году и за 4 года своего существования выпустила всего один автомобиль модели "8НР". Его длинноходный 4-цилиндровый моноблочный мотор рабочим объемом 1458 см3 развивал мощность 20 л.с. при 1500 об/мин. Машина имела карданную передачу и 3-ступенчатую коробку передач. В 1914 году на местных соревнованиях она развила максимальную скорость 90 км/ч.

(VERMOREL) Вильфранш-сюр-Саон, Франция, 1902-1930

Фирма "Верморель" была известна с 1850 года как производитель деревообрабатывающих станков. В 1902 году она начала строить автомобили, спроектированные Франсуа Пиленом (Francois Pilain). Первые модели оснащались 2-цилиндровыми горизонтальными двигателями в 2598 см3. Вскоре после этого Пилен покинул "Верморель" и открыл в Лионе собственное автомобильное производство.

В 1908 году на "Вермореле" стали выпускать машину с Д-ципиндровым мотором в 1874 см3, а затем и модель "12 CV" с 6-цилиндровым двигателем в 2064 см3. Гамма 1912 года пополнилась еще одной моделью с 4-цилиндровым 3,3-литровым мотором. В 1913 году фирма выпустила новый двигатель в 1642 см3, который устанавливался на легком автомобиле модели "8/1OCV". Более мощный 2,8-литровый вариант предназначался для модели "16/20CV".

Незадолго до начала первой мировой войны "Верморель" запустила в производство 2,3-литровую модель "15/18CV", которая еще долго оставалась основой всей программы. В 1924 году начался выпуск более современной модели "12CV" с новой задней подвеской. В 1926 году "Верморель" отказалась от конусного сцепления в пользу однодискового и выпустила легкий малолитражный автомобиль с мотором в 1131 см3. Последним автомобилем этой марки в 1929 году стал "АН-3" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 2 л.

Верморель-12CV
Верморель-12 CV (1913)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 74 х 120 мм
Рабочий объем: 2064 см3
Мощность: 35 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: седан
Максимальная скорость: 80 км/ч

(VERITAS) Нюрбург, Германия, 1946-1952

Фирму "Веритас" в 1946 году основал Эрнст Лооф (Ernst Loot), многократный чемпион Германии по мотоспорту. Первой продукцией фирмы стали спортивные и гоночные автомобили с модернизированным 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1971 см3 от довоенного БМВ-328 (BMW). На его базе в кооперации с авиационной фирмой "Хейнкель" (Heinkel) "Веритас" разработала новый мотор в 1988 см3 с верхним распределительным валом, которым оснащались немногочисленные спортивные машины этой марки. По некоторым оценкам, их было выпущено лишь 35 - 40 экземпляров.

Позднее "Веритас" представила двухместный "Комет" (Komet) с двигателем "Хейнкель-Веритас" мощностью 100 - 140 л.с. Его развитием стали кабриолет "Скорпион" (Skorpion) с числом мест 2 + 2 и трехместное купе "Сатурн" (Saturn), оборудованные 100-сильным мотором.

В 1950 году фирма открыла новый завод в Нюрберге, который изготовил несколько автомобилей "Нюрбургринг" (Nurburgring). В 1950—1952 годах "Веритас" при сотрудничестве с фирмой "Панар" (Panhard) выпустила несколько автомобилей "Дина" (Dyna) с 2-цилиндровым оппозитным двигателем "Панар". Трансмиссию и кузова для них изготовляла фирма "Баур" (Baur) в Штутгарте.

Веритас Спорт
Веритас Спорт (1948)
Двигатель: БМВ рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 66 х 96 мм
Рабочий объем: 1971 см3
Мощность: 80 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: из стальных труб
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, задняя типа "Де Дион"
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: одноместный спортивный
Максимальная скорость: 175 км/ч

(VENTURI) Шоле/Куэрон, Франция, 1984-

В 1984 году два энтузиаста Жерар Годфрой (Gerard Godfrey) и Аристид Пуаро (Aristide Poiraud) основали в местечке Шоле, под Нантом, небольшую фирму-мастерскую, названную "Мануфактура по производству спортивных автомобилей" (Manufacture de Voitures de Sport), сокращенно MVS. Финансовую помощь оказали два местных банкира, а первый автомобиль разработал инженер Жан Рондо (Jean Rondeau), известный своими спортивными машинами для соревнований в Ле-Мане. Первый автомобиль MVS появился на Парижском автосалоне в 1984 году и оснащался 4-ци-линдровым мотором центрального расположения от легкового "Пежо-505" (Peugeot) рабочим объемом 2,2 л. Вскоре его заменили на 6-цилиндровый 2,5-литровый двигатель PRV. Обновленную машину оборудовали независимой многорычажной подвеской. Кузов - купе с числом мест 2+2. Этот вариант начали выпускать с 1986 года как "Вентури-210", где цифровой индекс означал мощность в лошадиных силах. Через два года к купе присоединился кабриолет.

С первых же лет фирма постоянно находилась в бедственном финансовом положении. В 1989 году 90% ее акций выкупила финансовая группа "Примвест" (Primwest), что позволило выпустить на рынок купе "Вентури-260 Атлантик" (Atlantique) с турбонад-дувным двигателем V6 от спортивного "Альпина" (Alpine). Рамой служило штампованное стальное основание, кузов изготовили из композитных материалов, подвеска всех колес была независимой, все тормоза стали дисковыми. Включение фирмы в 1991 году в состав европейской промышленной группы "Омниум" (Omnium) позволило перевести производство в город Куэрон, построить там испытательный трек и довести персонал до 70 человек. В это время фирма стала называться "Вентури".

В середине 90-х годов "Вентури" вновь оказалась на грани краха, объем производства в 1995 году снизился до 100 машин. Летом 1996 фирма на несколько месяцев остановила производство. После того, как таиландская компания "Накарин Бенц" (Nakarin Benz) вложила в нее значительные средства, "Вентури" вновь ожила. Сегодня фирма предлагает модель "Атлантик-260" в виде купе и кабриолета, а также два новых купе "Вентури-300" и "400GT" с турбонаддувным 24-клапанным двигателем V6 рабочим объемом 2975 см3.

Вентури-400 GT
Вентури-400СТ (1997)
Двигатель: V6 с двумя верхними распределительными валами, впрыском топлива и двумя турбонагнетателями
Диаметр цилиндра и ход поршня: 93 х 73 мм
Рабочий объем: 2975 см3
Мощность: 408 л.с. при 6000 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Рама: пространственная трубчатая на стальном основании
Подвеска: независимая рычажно-пружинная
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 290 км/ч