Posts belonging to Category 'Энциклопедия. Ш'

(STOEWER) Штеттин, Германия, 1897-1944

Братья Эмиль и Бернхард Штёвер начали свою деятельность в 1897 году с создания мотоциклов, оборудованных двигателями "Кюделль" (Cudell) и "Де Дион" (De Dion). Некоторое время спустя они приступили к изготовлению 3 - и 4-колесных автомобилей. За первой моделью с 2-цилиндровым мотором в 1901 году появилась машина с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3052 см3. При ее разработке братья ориентировались на французские "панары" (Panhard). Рамы автомобилей были из дерева, а кузова напоминали устаревшие кареты. При разработке следующей модели уже ориентировались на "Мерседес" (Mercedes). Рамы новых машин сделали стальными, привод задних колес остался цепным. В 1906 году "Штёвер" выпустила автомобиль "Р-6" собственной разработки.

Он имел 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 8829 см3, считавшийся весьма современным, и выпускался до 1910 года. Некоторое время спустя братья представили легкий автомобиль с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором, а затем более солидную машину с 2,5-литровым агрегатом. В 1910 году они объявили о выпуске модели "В-6" с двигателем в 2025 см3, которая позднее строилась по лицензии фирмой "Матис" (Mathis). В 1911 году братья Штёвер начали производство авиационного 6-цилиндрового мотора объемом 11160 см3, спроектированного русским инженером Борисом Луцким. После войны склады "Штёвера" оказались заполненными неиспользованными узлами для этих авиамоторов, которые было запрещено использовать по прямому назначению. Луцкой предложил установить свой двигатель на автомобильном шасси. Так в 1921 году появился "Гроссе Штёвер" типа "D-7" (Grosse Stoewer) с мотором мощностью 120 л.с., позволявший развивать скорость до 180 км/ч.

В начале 20-х годов "Штёвер" выпускала многочисленные модели с 4 - и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1593 до 4960 см3, снабжавшиеся достаточно совершенными аэродинамическими кузовами. Среди них был популярный автомобиль "D-5" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3107 м3 с боковыми клапанами. Самой известной моделью "Штёвера" 20-х годов стала "D-10" с 50-сильным 2,6-литровым двигателем. В 1928 году конструктор Фриц Фидлер (Fritz Fiedler) создал серию "Супериор" (Superior), включавшую модели "S-8" и "S-10" с рядными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом соответственно 1999 и 2464 см3, в которых обнаруживали большое техническое сходство с автомобилями американской фирмы "Гарднер" (Gardner) из Сент-Луиса.

В 30-е годы, с трудом преодолев экономический кризис, "Штёвер" сосредоточилась на выпуске недорогих малолитражных автомобилей. Первой стала модель "V-5" с двигателем V4 рабочим объемом 1188 см3 и приводом на передние колеса, оказавшаяся "гвоздем" Берлинского автосалона 1931 года. В начале 1934 года Бернхард Штёвер представил новый переднеприводный автомобиль "Грайф" (Greif) с двигателем V8 рабочим объемом 2489 см3 мощностью 55 л.с., механической 4-ступенчатой коробкой передач и полностью независимой рессорно-пружинной подвеской всех колес. Хотя публика проявила большой интерес к "Грайфу", объем продаж оказался невысоким. Вскоре после начала его производства (конец 1934 года) Бернхард Штёвер вышел из состава руководства фирмы, причем его брат Эмиль покинул фирму двумя годами ранее. Новое руководство вступило в переговоры о сотрудничестве с немецким отделением "Форд", которые не привели к положительному результату. В 1936-1939 годах "Штёвер" под маркой "Грайф Юниор" (Greif Junior) собирала по лицензии чешские автомобили "Татра" (Tatra), оборудованные 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 1484 см3.

В 1937 году "Штёвер" вновь начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Первая модель "Седина" (Sedina) оснащалась 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем в 2390 см3. "Аркона" (Arkona) получила 6-цилиндровый мотор в 3585 см3. С началом второй мировой войной "Штёвер" ( переключилась на производство армейских машин для вермахта. В 1944 году ее завод был разрушен американской авиацией. Владельцы отказались от восстановления предприятия. Это решение приняли потому, что город Штеттин (Щецин), где располагался завод, оказался на территории народной Польши.

Штёвер Грайф V8
Штёвер Грайф V8 (1935)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 69,5 х 82 мм
Рабочий объем: 2489 см3
Мощность: 55 л.с. при 3800 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая(привод на передние колеса)
Рама: штампованная из коробчатых профилей
Подвеска: независимая на поперечных рессорах и пружинах всех колес
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан, кабриолет
Максимальная скорость: 115 км/ч

(STEYR) Штайр, Австрия, 1920-

По окончании первой мировой войны крупнейшая в стране "Австрийская оружейная компания" из небольшого городка Штайр оказалась на грани разорения и решила переключиться на производство автомобилей. На должность главного конструктора пригласили Ганса Ледвинку (Hans Ledwinka), работавшего до того на фирме "Нессельсдорф" (Nesselsdorf). Немудрено, что первые машины марки "Штайр" напоминали довоенную продукцию "Нес-сельсдорфа". Например, при создании "Штайра-Н", поступившего на рынок в 1920 году, Ледвинка ориентировался на конструкцию "Нессельс-дорфа-U", разработанного им незадолго до войны. Автомобиль оборудовали 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3325 см3 с верхним распределительным валом. Вскоре выпустили "Тип-IV" с 4-цилиндровым мотором в 1814 см3 с боковыми клапанами.

В 1921 году Ледвинка перешел на свою прежнюю фирму, получившую новое название "Татра" (Tatra). Это не помешало "Штайру" в 1922 году выпустить "Тип-VI" с 6-цилиндровым мотором в 3325 см3. На его шасси изготовили один из немногих австрийских спортивных автомобилей начала 20-х годов "Штайр-VI Спорт" с 4-литровым двигателем мощностью 80 л.с. Вариант с увеличенным до 4890 см3 рабочим объемом мотора назвали "Клаузен Спорт" (Klausen Sport) - в память о блестящих победах гонщика Клаузена в горных гонках. Его гоночный вариант оборудовали 145-сильным двигателем. В 1926 году "Штайр" выпустила компактную машину "Тип-ХИ" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 1568 см3 мощностью 30 л.с. Верхний распределительный вал двигателя приводился цепной передачей, головка блока цилиндров была съемной, а коленчатый вал вращался на шариковых подшипниках.

Год спустя легендарный Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), оставив свое место на фирме "Мерседес" (Mercedes), вернулся в Австрию и приступил к работе главного конструктора на "Штайре". Вскоре появился модернизированный "Штайр-VII". Первой моделью, полностью созданной Порше, стала "Тип-XVI", оснащенная двигателем рабочим объемом 5295 см3 с верхним распределительным валом, развивавшая максимальную скорость 120 км/ч. В 1929 году Порше представил "Штайр-ХХ" с верхнеклапанным 6-цилиндровым мотором в 2070 см3, а также роскошный автомобиль "Австрия" (Austria) с рядным 5,3-литровым 8-цилиндровым двигателем, который стал одним из наиболее интересных экспонатов Парижского автосалона, но так никогда и не выпускался серийно. Главной причиной тому были организационные перемены: к этому времени руководство "Штайра" пошло на сближение с другой автомобильной фирмой "Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler). В результате вместо модели "Австрия" начали выпуск "Аустро-Даймлера" модели "ADR-8". Порше покинул фирму и основал собственное техническое консультационное бюро. Его последней работой для "Штайра" стала модель "XXX" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем из алюминиевого сплава в 2078 см3 мощностью 40 л.с. при 3600 об/мин.

В 1934 году фирмы "Штайр", "Аустро-Даймлер" и "Пух" (Puch) объединились в концерн "Штайр-Даймлер-Пух". После этого "Штайр" изменила свою политику и ориентировалась на более популярные и дешевые машины. Первым реальным результатом объединения стала популярная легкая модель "Штайр-100" с 4-цилиндро-вым двигателем объемом в 1385 см3. Ее варианты "120 Супер" и "125 Супер" оснащались 6-цилиндровыми моторами в 1990 и 2078 см3. В 1936 году появился "Штайр-200" с 4-цилиндровым нижнеклапанным 1,5-литровым двигателем, который через год на модели "220" заменили 6-цилиндровым 2,26-литровым верхнеклапанным мотором. Миниатюрный автомобиль "Штайр-55" с запоминающейся внешностью появился в 1938 году, сменив "Тип-50" с 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 984 см3. На новой машине рабочий объем мотора увеличили до 1158 см3. Кроме них в 30-е годы предлагались модели традиционной конструкции - "430", "530" и "630" с 6-цилиндровыми двигателями в 2078 и 2260 см3.

С 1949 года на заводе "Штайр" для австрийского рынка собирались некоторые автомобили компании ФИАТ (FIAT). В 1957 году началось производство микролитражной машины "Штайр-Пух 500" с оппозитным 2-цилиндровым двигателем рабочим объемом 493 см3, однотипной ФИАТ-500. В 50-е годы Эрих Ледвинка, сын Ганса Ледвинки, разработал легкий многоцелевой полнопривод-ный автомобиль "Хафлингер" (Haflinger), позднее замененный "Пинцгауэром" (Pinzgauer), который выпускается до сих пор. Основной продукцией завода в Штайре в настоящее время являются грузовые автомобили, но предприятие также производит системы привода всех колес для легковых автомобилей "ФИАТ Панда" (Panda), грузопассажирских "Фольксваген" (Volkswagen) и "Крайслер Вояджер" (Chrysler Voyager).

Штайр-100
Штайр-100 (1934)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 70 х 90 мм
Рабочий объем: 1385 см3
Мощность: 32 л.с. при 3600 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: несущая платформа из коробчатых профилей
Подвеска: независимая всех колес; передняя на поперечных рессорах, задняя на рычагах и четвертьэллиптических рессорах
Кузов: кабриолет или седан
Максимальная скорость: 100 км/ч

(SKODA) Пльзень/Млада Болеслав, Чехословакия/ЧССР/Чешская Республика, 1924-

Акционерное общество "Машиностроительные заводы Шкода" было одним из самых крупных промышленных предприятий Австро-Венгерской империи. Кроме оружия оно выпускало различные двигатели и оборудование для судов. После первой мировой войны главный завод в Пльзени оказался на территории Чехии. В 1922 году "Шкода" начала свою деятельность в автомобилестроении. Она производила тягачи и паровые грузовики по лицензии английской фирмы "Сентинел" (Sentinel). Первый легковой автомобиль появился в 1924 году. Это была копия "Испано-Сюизы Н-6" (Hispano-Suiza).

В 1925 году "Компания "Шкода" приобрела фирму "Лаурин-Клемент" (Laurin & Klement) в Млада-Болеславе и некоторое время продолжала производство автомобилей под этой маркой - "Лаурин-Клемент-110" и "120" с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1791 и 1944 см3. В 1926 году выпустили представительский автомобиль "Шкода-360" с 4-цилиндровым мотором в 3969 см3. За ним последовала "Шкода-6Р" с 6-цилиндровым двигателем в 2916 см3. В 1929 году марка "Лаурин-Клемент" прекратила свое существование.

В 1933 году появилась легкая и недорогая "Шкода-420" с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 995 см3 и хребтовой трубчатой рамой, получившая большое признание. Ее развитием стали модели "Популар" (Popular) с верхнеклапанным двигателем в 1089 см3 и "Рапид-422" (Rapid) с более мощным мотором в 1194 или 1386 см3. Позднее "Рапид" также получил верхнеклапанный мотор рабочим объемом 1558 см3. Средний класс представлял "Фаворит-430" (Favorit) с 4-цилиндровым 1,8-литровым двигателем. Одновременно "Шкода" предлагала наиболее престижную серию "Суперб" (Superb) с 6-цилиндро-выми агрегатами рабочим объемом от 2703 до 3138 см3, а "Суперб-4000" оснащался 8-цилиндровым мотором в 3880 см3.

После второй мировой войны "Шкода" стала известным производителем массовых машин. Наибольшую популярность завоевали автомобили серии "440", известные как "Спартак" (Spartak). В 50-е годы их заменили модели "Октавия" (Octavia) и "Фелиция" (Felicia), оснащенные 4-цилиндровыми верхнеклапанными двигателями рабочим объемом 1089 см3. В 1959 году начали строительство нового автомобильного завода "Шкода", который в 1964 году стал самым большим индустриальным комплексом социалистической Чехословакии. На нем освоили массовое производство семейств моделей "1000МВ" и "1100МВ" с двигателями соответственно в 988 и 1107 см3 заднего расположения. Машины пользовались большой популярностью. В 1969 году завод отметил выпуск миллионного автомобиля.

Развитием этой серии в 70-е годы стали новые заднемо-торные машины семейства "Шкода-100" (модели "100", "105", "110", "120" и "130") с кузовами седан, купе, универсал и кабриолет и двигателями в 1,0-1,3 л. Спортивные варианты этой серии получили название "Рапид". Все они выпускались до 1987 года, когда их сменил переднеприводный "Фаворит" с 5-дверным кузовом работы итальянской фирмы "Бертоне" (Bertone), оборудованный 4-цилиндровыми моторами в 1137 и 1289 см3.

Во времена реформ и развала ЧССР завод "Шкода" в условиях рыночной экономики испытал серьезные финансовые трудности. В 1990 году началось его сближение с концерном "Фольк-сваген-Ауди" (Volkswagen-Audi). Вскоре "Шкода" стала его дочерним предприятием. В октябре 1994 года на базе модели "Фаворит" появилась легковая "Фелиция", разработанная совместно с "Фольксвагеном". Наряду с прежним 1,3-литровым двигателем, "Фелиция" оснащается новыми моторами "Фольксваген" - бензиновым рабочим объемом 1598 см3 с впрыском топлива и дизелем в 1896 см3. Предлагается и грузопассажирское исполнение "Форман" (Forman). В сентябре 1996 года появился новый 5-дверный легковой автомобиль "Октавия" среднего класса, разработанный в рамках программы унификации продукции концерна "Фольксваген-Ауди" и его испанского отделения СЕАТ (SEAT).

Шкода Фаворит
Шкода Фаворит 1.3 (1993)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75,5 х 72,0 мм
Рабочий объем: 1289 см3
Мощность: 63 л.с. при 5000 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая типа "МакФерсон", задняя на продольных рычагах и пружинах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: несущий 4-дверный седан
Максимальная скорость: 150 км/ч

Шкода Октавия

С началом выпуска в 1997 году модели "Октавия" завод "Шкода" вновь вошел в число ведущих европейских автомобильных производителей. Разработанная на унифицированном с моделью "Фольксваген Гольф" четвертого поколения шасси и оснащенная силовым агрегатом немецкого происхождения, "Октавия" стала лидером среди легковых машин, выпускаемых в Восточной Европе. Соблюдая основные современные стилевые направления, дизайнеры сохранили в ее облике некоторые фамильные черты, отличающие модели "Шкода" от других автомобилей концерна "Фольксваген".

"Октавии" оснащаются двигателями "Фольксваген": тремя бензиновыми рабочим объемом 1595; 1598 и 1781 см3 с многоточечным впрыском и одним турбонаддувным дизелем в 1896 см3. Последний из них с 5 клапанами на цилиндр (три впускных и два выпускных) и системой впуска переменного сечения развивает 125 л.с. при 6000 об/мин.

Максимальная скорость автомобиля с таким мотором - 201 км/ч, с места до 100 км/ч он разгоняется за 10,9 с. В 1998 году "Октавия" предлагается с 5-дверным грузопассажирским кузовом. Модель обладает хорошими эксплуатационными показателями и имеет 10-летнюю гарантию от сквозной коррозии кузова и трехлетнюю - на его лакокрасочное покрытие.

Шкода Октавия
Шкода Октавия 1.6 (1997)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76,5 х 86,9 мм
Рабочий объем: 1598 см3
Мощность: 75 л.с. при 4600 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая типа "МакФерсон", задняя полунезависимая рычажно-пружинная
Тормоза: передние дисковые вентилируемые, задние барабанные
Кузов: несущий 5-дверный 5-местный хэтчбек
Максимальная скорость: 170 км/ч

(SCIREA) Милан, Италия, 1914-1927

Инженер Артуро Ширеа, выпускавший детали для авиационных моторов, в 1914 году построил небольшой автомобиль "8/10НР". Он был оборудован 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1131 см3 мощностью 14 л.с. при 1200 об/мин, который позволял развивать максимальную скорость 70 км/ч. После войны появились легковой автомобиль "Типо Унико" (Tipo Unico) и спортивный "Спорт" с моторами рабочим объемом 1539 см3 и мощностью 22 и 35 л.с., достигавшие скорости соответственно 90 и 105 км/ч. В 1927 году фирма прекратила свою деятельность.

(SHEFFIELD-SIMPLEX) Шеффилд, Великобритания, 1906-1922

Фирма "Шеффилд-Симплекс" возникла на базе компании "Питер Бразерхуд" (Peter Brotherhood), выпускавшей паровые машины. В 1905 году она выпустила свой единственный паровой автомобиль "20/25НР", отличавшийся овальным радиатором и двухнедельным управлением: одна педаль служила для приведения в действие тормозов и сцепления, другая - для изменения скорости движения. В 1906 году один из совладельцев фирмы граф Ирл Фитцуильям (Earl Fitzwilliam) приобрел ее контрольный пакет акций и назвал новую компанию "Шеффилд-Симплекс".

Она стала специализироваться на выпуске машин высшего класса. Первая модель "45НР" снабжалась 6-цилиндровым двигателем, мощности которого вполне хватало, чтобы двигаться только на прямой передаче. Это позволило отказаться от коробки передач, за что автомобиль получил название "Гиебокслесс" (Gearboxless) - "Без коробки передач". Однако в 1911 году эта модель получила 3-ступенчатую коробку передач.

В 1910 году "Шеффилд-Симплекс" представила две новые модели "14/20НР" и "20/ЗОНР" с 4 - и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,9 и 4,3 л. За явное сходство с автомобилями "Рено" (Renault) они подверглись резкой критики в прессе. В 1913 году все прежние машины заменила модель "3ОНР" с 6-цилиндровым двигателем объемом 4741 см3, отличавшаяся солидной внешностью и высоким качеством сборки. Инженер-разработчик Перси Ричардсон (Percy Richardson) считал этот автомобиль лучшим в мире, превышающий по качеству продукцию таких британских фирм, как "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) или "Непир" (Napier).

На нем установили почти бесшумный 6-цилиндровый 4,7-литровый двигатель с отполированными всасывающими и выхлопными патрубками. Коленчатый вал вращался на 7 подшипниках. Машина снабжалась новинкой своего времени - электрическими стартером и освещением. На ней установили тихо работавшую, дорогую в изготовлении 4-ступенчатую коробку передач. По образцу престижных в Европе французских автомобилей "Делонэ-Бельвилль" (Delaunay-Belleville) главная передача была червячная, а радиатор и капот сделали овальными. На шасси "ЗОНР" устанавливали самые дорогие кузова, а во время войны они стали базой для бронеавтомобилей. После войны эта модель получила передние тормоза. В 1921 году фирма выпустила свой последний легковой автомобиль "50НР" с 6-цилиндровым двигателем в 7778 см3, а затем изготовляла грузовые автомобили "Шеффлекс" (Shefflex) и оригинальные мотоциклы "Нер-а-Кар" (Ner-a-Car).

Шеффилд-Симплекс Гиебокслесс
Шеффилд-Симплекс Гиебокслесс 45НР (1908)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 114 х 114 мм
Рабочий объем: 6982 см3
Мощность: 45 л.с.
Трансмиссия: без коробки передач с конической главной передачей
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах и трансмиссии
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 80 км/ч

(CHENARD-WALCKER) Оньер/Жаннвийер, Франция, 1901-1946

Эрнест Шенар начал свою карьеру в 1888 году с производства велосипедов. В 1890 году он познакомился с молодым инженером Анри Валькером, и они вместе построили легкий трехколесный экипаж с моторчиком на задней оси - трицикл. Потом появился аналогичный четырехколесный миниавтомобиль - квадрицикл.

В 1901 году Шенар и Валь-кер решили создать собственную фирму и построили настоящий автомобиль, который сразу же занял первое место на конкурсе экономичности. В 1902 году появились на свет новые модели "10CV" и "14 CV". У последнего автомобиля задние колеса крепились на концах поперечной балки и приводились качающимися полуосями. Такая конструкция была развитием известной задней подвески системы "Де Дион" (De Dion) и стала особенностью большинства машин марки "Шенар-Валькер" до конца 20-х годов.

В 1906 году фирма перебралась в более удобные цеха в Жаннвийере, где приступила к производству 4-цилиндровых машин. В то время ежегодно выпускалось по 400 автомобилей.

Через два года "Шенар-Валькер" выпустила модель "14/15CV" с двигателем объемом 3020 см3 и одновременно создала собственное агентство по прокату автомобилей, что должно было компенсировать падение спроса на рынке во время начавшегося кризиса.

Смерть Валькера в 1912 году не помешала компании выпускать 5 разных моделей - от легкой "7/9CV" (1592 см3) до тяжелой "20CV" с рабочим объемом двигателя 5881 см3. Год спустя к ним присоединилась машина с 6-цилиндровым мотором в 4523 см3.

Послевоенное производство началось с модели "14CV" (3015 см3) и скоро пополнилось двумя новыми - "10CV" и "12CV". В 1922 году появились машины с двигателями объемом 2000 и 2978 см3 с верхним распределительным валом. Гонщики Лягаш (Lagache) и Леонар (Leonard) на трехлитровой спортивной машине победили в 1923 году в 24-часовой гонке в Ле Мане, пройдя дистанцию со средней скоростью 92 км/ч.

В 1924 году "Шенар-Валькер" взяла под свой контроль фирму "Сенешаль" (Senechal), выпустив одновременно модель с 8-цилиндровым двигателем в 3945 см3. В 1925 году появился знаменитый спортивно-гоночный автомобиль с мотором объемом 1100 см3 со специфической обтекаемой формой, названный "Танк" (Tank). Он вобрал в себя самые последние достижения аэродинамики и неоднократно участвовал в соревнованиях в разных классах (его оснащали двигателями в 1286; 1495 и 2400 см3).

В 1934 году началось производство самой комфортабельной модели "20CV" с двигателем V8 и обтекаемым кузовом. Через год ряд машин стали оборудовать коробкой передач "Коталь" (Cotal) с электрическим переключением, а также выпустили перед-неприводный автомобиль "14CV". К концу 30-х годов фирма начала испытывать серьезные затруднения в борьбе с более сильными соперниками. "Шенар-Валькер" сделала тогда ставку на новую модель "Эгль" (Aigle) с передним приводом, предлагавшуюся с 4-цилиндровым мотором "Ситроен" (Citroen) или V8 "Матфорд" (Matford), а также на классические модели с двигателем от "Ситроена-11CV".

После войны "Шенар-Валькер" выпускала в основном легкие фургоны, а в 1951 году все ее автомобильное производство было закуплено фирмой "Пежо" (Peugeot), которая начала изготовлять свои модели "203" и "403".

Шенар-Валькер Танк

После победы в Ле Мане в 1923 году "Шенар-Валькер" решила активизировать свою деятельность в малых классах. Разработка новых машин была поручена инженеру Тутэ (Toute). Именно он создал один из самых примечательных спортивно-гоночных автомобилей начала 20-х, за свою специфическую внешность названный "Танк".

Его форма отражала наиболее передовые тенденции в автомобильной аэродинамике и стала предметом для многочисленных подражаний. Легкий 4-цилиндровый мотор "Танка" снабжался верхними впускными клапанами увеличенного диаметра и нижними выпускными. Огромные тормозные барабаны были рассчитаны на эффективную работу на скорости 130 км/ч, причем вариант с компрессором развивал 170 км/ч.

Дебют в Ле Мане в 1925 году был удачным: "танки" заняли первые места в категории до 1100 см3, что соответствовало 12 и 13 местам в общем зачете. "Шенар-Валькер", окрыленная успехами гоночных "танков", начала оснащать подобными кузовами серийные автомобили, но они получились слишком массивными и неуклюжими. К тому же скоро представления об аэродинамике кузовов резко изменились.

Шенар-Валькер Танк
Шенар-Валькер Танк (1925)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с оппозитными клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 66 х 80 мм
Рабочий объем: 1100 см3
Мощность: 55 л.с. (с компрессором - 70 л.с.)
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытый спортивный 2-местный
Максимальная скорость: 130-170 км/ч

(SHELBY) Венеция/Лос-Анджелес/ Иония/Лас Вегас, США, 1962-

Техасец Кэрролл Шелби (Carroll Shelby) начинал свою карьеру как автогонщик. В 1959 году с напарником Роем Сальвадори (Roy Salvador!) на машине "Астон Мартин" типа "DBR-1" (Aston Martin) он выиграл 24-часовую гонку в Ле Мане. В 1961 году Шелби предложил британской фирме "Эй-Си" (АС) использовать на ее спортивных автомобилях "Кобра" (Cobra) американский 4,3-литровый двигатель "Форд" V8 (Ford). Так появилась знаменитая спортивная машина "Шелби-Кобра", сборка которой началась в мастерской Шелби с середины 1962 года. Через год автомобиль оснащался новым 4,7-литровым двигателем "Форд". В 1966 году, выпустив 1140 экземпляров, производство "Шелби-Кобра" прекратилось.

С 1965 года в качестве шасси Шелби использовал американский "Форд Мустанг" (Mustang). Его вариант с форсированным двигателем и модернизированным шасси получил название "Шелби-350GT". За ним появился еще более мощный и скоростной "Шелби-500СТ", выпускавшийся до 1970 года. Наладив хорошие связи с компанией "Форд", Шелби удалось в течение двух лет собирать свои автомобили в цехах завода "Форд" в штате Мичиган, а также принять участие в разработке спортивного автомобиля "Форд GT-40". Позднее Шелби работал советником в корпорации "Крайслер" (Chrysler), разработав там автомобиль "Шелби-Чарджер" (Shelby-Charger) с 2,2-литровым двигателем.

После длительного перерыва Шелби вновь заявил о себе в середине 90-х годов, построив спортивный родстер "Шелби Сериез-1" (Shelby Series One), в котором широко использовал легкий и прочный углепластик. На автомобиле установлен 32-клапанный двигатель V8 рабочим объемом 3995 см3 мощностью 253 л.с., разгоняющий его до скорости 274 км/ч.

Шелби GT-500 KR
Шелби GT-500 KR (1968)
Двигатель: 8-цилиндровый V-образный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 107,5 х 96 мм
Рабочий объем: 6970 см3
Мощность: 400 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая или автоматическая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: купе
Максимальная скорость: 209 км/ч

(CHEVROLET) Детройт, США, 1911-

Луи Жозеф Шевроле (Louis Joseph Chevrolet) родился в 1878 году в Швейцарии. Его первое знакомство с автомобилями произошло во Франции на фирме "Морс" (Mors). В 1905 году он уехал в Северную Америку. Сначала Шевроле жил в Канаде, потом осел в США. Он работал в американском отделении под новой маркой "Шевроле". Сам Луи Шевроле не очень обольщался ролью автомобильного бизнесмена и через некоторое время ушел из фирмы, оставив Дюранту все права на автомобиль и использование своего имени в качестве автомобильной марки, ставшей основой концерна "Дженерал Моторс".

Первый "Шевроле Классик Сикс" (Classic Six) появился в 1911 году и был достаточно солидной 6-цилиндровой машиной, для производства которой решили образовать специальное отделение "Шевроле". В 1914 году на "Шевроле" начали выпускать новые более легкие и дешевые машины "Лайт Сикс" (Light Six) и серию "Н", больше известную как "Ройял Мэйл" (Royal Mail). На последней стоял 4-цилиндровый верхнеклапанный мотор в 24 л.с. Именно они принесли "Шевроле" огромный успех и убедили Дюранта ориентировать новое отделение на массовый выпуск простых и недорогих автомобилей. Новая легкая модель "490" с 4-цилиндровым мотором появилась в 1915 году. Она стоила всего 490 долларов, чуть дороже знаменитого "Форда-Т". В первый же год производства продали 13,6 тысяч экземпляров, в 1917-м - 70,7, в 1920 году - 150,2 тысячи штук. С таким объемом производства "Шевроле" составила сильную конкуренцию концерну "Форд". Тем не менее, "Дженерал Моторс" в начале 20-х годов попал в трудную финансовую ситуацию, и Дюрант бросил свое детище на произвол судьбы.

Большую роль в возрождении концерна сыграли новые массовые автомобили "Шевроле". В 1923 году "Шевроле-490" заменили на более совершенный "Супериор" (Superior) с мотором в 26 л.с. В результате в первый же год удалось продать более 480 тысяч экземпляров. Но успех всегда превалировал. В 1927 году, когда "Форд", прекратив выпуск легендарной модели "Т", взялся за реконструкцию производства, "Шевроле", наконец, обогнала его и вышла на первое место в Америке по объему сбыта, продав более миллиона машин.

В 1928 году появился "Итернейшнл Сикс" (International Six), более известный как "АВ", оснащенный верхнеклапанным мотором рабочим объемом 3,2 л, ставшим основой семейства двигателей, выпускавшихся в течение последующих 30 лет. Первыми продолжателями в 1933 году стали "Мастер" (Master) и "Стандард" (Standard) с новыми цельнометаллическими кузовами. В 1937 году появились модели с 3,5-литровой модификацией этого двигателя.

После войны на "Шевроле" разрабатывался проект нового автомобиля малого литража, но его заморозили, и фирма продолжала выпуск обновленных довоенных машин. Только в 1949 году появились две новинки "Спешиэл" (Special) и "Де Люкс" (De Luxe) со старыми 6-цилиндровыми моторами и новыми современными кузовами. В 1950 году "Шевроле" начала применять автоматические коробки передач разработки других отделений концерна.

В 1953 году под этой маркой появился, пожалуй, единственный в США серийный спортивный автомобиль "Корветт" (Corvette). Выпускать аналогичную машину компаниям "Форд" (Ford) и "Крайслер" (Chrvsler) оказалось не по силам.

С самого начала "Корветт" был задуман как легкий 2-местный автомобиль со стеклопластиковым (углепластиковым) кузовом купе или кабриолет на каркасной раме, с использованием серийных агрегатов обычных автомобилей. Базовая модель 1953 года оснащалась 6-цилиндровым 3,85-литровым форсированным до 152 л.с. двигателем "Бьюик" (Buick) и 2-сту-пенчатой автоматической коробкой передач. В первый год выпуска было собрано всего 300 экземпляров.

Через два года "Корветт" получил серийную "восьмерку" "Шевроле" рабочим объемом 4,35 л мощностью 195 л.с. и 3-ступенчатую механическую коробку передач. Максимальная скорость возросла до 193 км/ч, а разгон с места до 96 км/ч составил 8,8 с. В 1957-м появился более мощный двигатель V8 в 283 л.с., оснащенный системой впрыска топлива "Рочестер" (Rochester) и 4-ступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость увеличилась до 214 км/ч, а разгон с места до 96 км/ч достиг вполне спортивного значения в 5,7 с. Постепенно, год за годом, обновлялись и менялись поколения "корветтов". В 1961-м мощность моторов превысила рубеж в 300, а в 1965 году - и 400 л.с. "брутто".

50-е годы были для "Шевроле", как и для всей корпорации "Дженерал Моторс", периодом успеха. В середине 50-х доля корпорации на рынке продаж легковых автомобилей впервые и единожды за свою историю превысила 50 процентов. "Дженерал Моторс" шла в авангарде технического прогресса американского автомобилестроения, широко поддерживая начавшуюся в те годы "гонку мощности" и габаритных размеров машин массового спроса. В конце 1958 года отделение "Шевроле" показало новые модели, отличавшиеся оригинальным и своеобразным дизайном кузовов. Все модели этого года получили однотипные кузова длиной 5,36 м и шириной 2,02 м в трех сериях: "Бискейн" (Biscayne), "Бел Эйр" (Bel Air) и "Импала" (Impala). Кроме самой дешевой "Бискейн" с 6-цилиндровым 135-сильным мотором, все остальные оснащались двигателями V8 рабочим объемом 4,64-5,73 л мощностью 185-315 л.с., механическими и автоматическими гидромеханическими коробками передач. В 1959 году "Шевроле" подготовила к производству компактные и экономичные машины. Первенцем стал "Корвейр" (Corvair) 1960 модельного года заднемоторной компоновки с 6-цилиндровым оппозит-ным мотором воздушного охлаждения, несущим кузовом и независимой подвеской всех колес.

В 60-е годы производственная программа была расширена за счет появления таких новинок, как "Шеви 11" (Chevy 11) в 1962 году, "Шевелл" (Chevelle) - в 1963-м, "Малибу" (Malibu) - в 1965-м, "Монте Карло" (Monte Catlo) - в 1969-м, автомобиля спортивного типа "Комаро" (Comaro) - в 1966 году.

70-е годы отмечены появлением машин еще меньшего размера. Ими были оригинальная "Вега" (Vega) с 4-цилиндровым 2,3-литровым мотором (1970 год) и ее спортивная модификация "Монца" (Monza) 1974 года. В 1975-м появилась модель малого класса "Шеветт" (Chevette) с двигателем рабочим объемом всего 1,6 л мощностью 60 л.с.

В 1979-м начался переход "Шевроле" к выпуску автомобилей переднеприводной компоновки с поперечным расположением силовых агрегатов.

Первым, показанным уже в апреле того года, стало экономичное семейство моделей "Сайтейшн" (Citation) с 4-и 6-цилиндровыми агрегатами в 2,5-2,8 л мощностью 92-112 л.с. Через два года появились небольшие модели "Кавальер" (Cavallier) с 2-литровым 88-сильным мотором и более комфортабельное семейство "Селибрити" (Celebrity), унифицированное по шасси с "Сайтейшн".

В 80-е годы продолжилось обновление производственной программы. Увидели свет модели "Корсика/Беретта" (Corsica/Beretta) в 1987-м, а также вместительные седаны "Лумина" (Lumina) и минивэны "Лумина APV" в 1989 году. Сохранялось производство машин классической компоновки, таких, как серийные "Корветт" и "Камаро"". Кроме того, в 1990-м было освоено производство нового и последнего поколения полноразмерных "Шевроле" классической компоновки моделей "Каприс Классик/Импала" (Caprice Classic), снятых с выпуска только в 1996-м.

В 1998 году производственная программа автомобилей, выпускаемых под маркой "Шевроле", включала 11 семейств машин любого класса и типа. Малогабаритные и компактные "Метро", (Metro) и "Призм" (Prizm), аналогичные моделям "Сузуки Свифт" (Suzuki Swift) и "Тойота Королла" (Toyota Corolla), производятся на совместных амери-канско-японских предприятиях и оснащены 3 - и 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1,0-1,8 мощностью 56-122 л.с. Более просторные "Кевальер" и "Малибу" выпуска соответственно 1994 и 1996 годов комплектуются 4 - и 6-цилиндровыми агрегатами в 2,2-3,1 л мощностью 117-152 л.с. В 1994-м появилось семейство "Луми-на/Монте Карло", ставшее теперь наиболее вместительным среди легковых "Шевроле". Оно оснащается моторами V6 рабочим объемом 3,1-3,8 л мощностью 162-203 л.с. Мини-вэн (УПВ) "Вэнче" (Venture) и его экспортное исполнение "Транс Спорт" (Trans Sport) с позаимствованным от модели "Понтак" (Pontac) именем, появились в 1996-м. Они приводятся поперечно расположенными силовыми агрегатами с 3,35-литровым мотором V6 мощностью 182 л.с. Остальные машины имеют классическую компоновку с задними или всеми ведущими колесами.

Автомобили спортивного типа "Камаро" в последнем поколении появились в 1992-м и, после очередной модернизации 1997 года, оборудованы моторами V6 и V8 мощностью 203-310 л.с., позволяющими им развивать 210-255 км/ч. Спортивный "Корвет" пятого поколения 1997 года оснащен "своим", ставшим уже традиционным 5,7-литровым мотором V8 в 345 л.с. и обладает максимальной скоростью около 280 км/ч.

Семейство полноприводных многоцелевых автомобилей открывает небольшой "Треккер" (Tracker) с 1,6-литровым 97-сильным двигателем, однотипный "Сузуки Витара" (Vitara). Более мощный "Блейзер" (Blazer) и большой "Тахо" (Tahoe) с 3 - и 5-дверными кузовами универсал оснащаются бензиновыми и дизельными моторами V6 и V8 рабочим объемом 4,3-6,5 л мощностью 182-258 л.с.

Шевроле Сикс

В 1910 году Уильям Дюрант предложил известному автогонщику Луи Шевроле возглавить разработку нового автомобиля, который предполагалось продавать под его именем. Шевроле собрал небольшую группу специалистов, которая приступила к работе в его маленьком гараже на Гранд Ривер Авеню в Детройте. Основную конструкторскую работу провел французский инженер Этьенн Планше (Etienne Planche). Первоначально Шевроле предлагал поставить на автомобиль 4-цилиндровый мотор, но потом отдал предпочтение 6-цилиндровому. Так 3 ноября 1911 года с рождением первого автомобиля марки "Шевроле" была официально зарегистрирована новая автомобильная фирма "Шевроле Мотор Компани". Первый "Шевроле Классик Сикс" с двигателем рабочим объемом около 5 л был особо прочным и неприхотливоым, но стоил дорого - 2150 долларов. В первый же год их было сделано около 3 тысяч штук.

Шевроле Классик Сикс
Шевроле Классик Сикс (1912)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90,5 х 127 мм
Рабочий объем: 4900 см3
Мощность: 40 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 5-местный "топредо"
Максимальная скорость:

Шевроле Мастер Сикс

Серия "Мастер Сикс" появилась на рынке в 1933 году. Она явилась результатом деятельности видного американского стилиста Харли Ирла (Harley Earl), решившего со своими коллегами изменить изрядно устаревшую внешность продукции "Шевроле". В 1934 году первая модификация коснулась передней независимой подвески. В 1937 году на серии "Мастер-GB" появились еще более аэродинамические кузова и новый 6-цилиндровый мотор "Блю Флейм" (Blue Flame) рабочим объемом 3,55 л, развивающий мощность 85 л.с.

В 1940 году 29-летний Хуан Мануэль Фанхио (Juan Manuel Fangio) за рулем спортивного купе "Мастер-85" образца 1939 года победил в беспримерном горном пробеге Буэнос-Айрес-Лима-Буэнос-Айрес.

Шевроле Мастер Сикс
Шевроле Мастер Сикс (1937)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 88,9x92,25 мм
Рабочий объем: 3548 см3
Мощность: 85 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя независимая, задняя на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные с гидроприводом
Кузов: седан, купе, кабриолет на 2-5 мест
Максимальная скорость: 130 км/ч

Шевроле Корветт

Некоторые считают "Корветт" единственным "чистокровным" американским спортивным автомобилем. Его первый вариант появился в 1953 году и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью всего в 152 л.с. "Корветт" разработали конструкторы Эд Коул (Ed Cole) и Зора Аркус-Дунтов (Zora Arkus-Duntov). Модель сразу же привлекла внимание покупателей своими формами и низким двухместным открытым кузовом, изготовленным из стеклопластика.

В период 1989-1995 годов выпускалась особо мощная комплектация "ZR-1" с высокофорсированным 32-клапанным 5,7-литровым мотором мощностью 385-411 л.с. "нетто" и 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Шевроле Корветт
Шевроле Корветт (1984)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x88,39 мм
Рабочий объем: 5733 см3
Мощность: 205-240 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая с "овердрайвом"
Рама: сварной каркас из стальных конструкций
Подвеска: независимая рычажная с поперечной рессорой и пневматическими амортизаторами
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: 2-местное купе
Максимальная скорость: 240 км/ч

Шевроле Корветт (1984)

"Шевроле Корветт" 1984 года отличается необычной подвеской колес на поперечных однолистовых рессорах из композитного материала с алюминиевыми рычагами.

Вместо обычной лонжеронной рамы на "Корветте" установлен прочный центральный каркас, сваренный из оцинкованной стали, к которому спереди и сзади болтами присоединены алюминиевые подрамники.

С тех пор появилось пять поколений "Корветт": "С1" (1953-1962 гг.); "С2" (1963-1967 гг.); "С3" ( 1968-1983 гг.); "С4" (1983-1996 гг.) и "С5", выпускаемое с 1997 года.

Одна из наиболее мощных и быстроходным моделей - "Корветт" 1966 года с заказным 7,0-литровым двигателем V8 мощностью 430 л.с. "брутто". Она развивала скорость до 245 км/ч. В период внедрения жестких стандартов на токсичность отработавших газов и резкого роста стоимости бензина мощность стандартного 5,7-литрового двигателя "Корветт" 1975 года понизилась до 167 л.с. "нетто".

Обновленный "Корветт" третьего поколения "СЗ" появился в 1983 году. Он напоминал западноевропейские машины и таким образом потерял свою былую индивидуальность.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: V8 с углом развала цилиндров 90°, блок и головка блока чугунные, охлаждение жидкостное
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6x88,39 мм
Рабочий объем: 5733 см3
Система газораспределения: один распределительный вал с толкателями и коромыслами, два клапана на цилиндр
Система питания: впрыск топлива с электронным управлением
Мощность: 240 л.с. при 4300 об/мин
Максимальный крутящий момент: 447 Н*м при 2800 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое сухое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая с автоматическим включением повышающей передачи на первых трех ступенях, передаточные числа: 2,88; 1,91; 1,33; 1,0, задний ход - 2,78
Главная передача: гипоидная, передаточное число - 3,07
Подвеска
Передняя: на двух поперечных рычагах и однолистовой рессоре с пневматическими амортизаторами и стабилзатором
Задняя: независимая на продольных рычагах и поперечной однолистовой рессоре с пневматическими амортизаторами и стабилизатором
Рулевое управление: реечное
Тормоза: дисковые вентилируемые с вакуумным усилителем
Колеса и шины
Колеса: литые из алюминиевого сплава диаметром 16 дюймов
Шины: размером 255/50VR16
Кузов и рама
Кузов: двухместное купе из стеклопластика на несущем каркасе из сварных стальных конструкций
Размеры и масса
Длина: 4485 мм
Ширина: 1805 мм
База: 2445 мм
Колея: 1515/1535 мм
Максимальная скорость: 240 км/ч
Разгон с места до 96 км/ч: 16 л на 100 км

Шевроле Камаро

Четырехместный "Камаро" спортивного типа производится с 1966 года. Последнее поколение этих машин появилось в 1992-м и сохранило классическую компоновку с задними ведущими колесами. Традиционно "Камаро" выпускается в недорогом исполнении с мотором средней мощности и в комплектации "Z28" с мощным двигателем V8. В 1992-м использовались два мотора мощностью 162 (V6) и 279 л.с. (V8).

В 1997-м появилась необходимая для столь быстроходного автомобиля независимая подвеска задних колес. В 1998-м "Камаро" предлагается с обновленными кузовами купе и кабриолет и более мощными двигателями: 3,8-литровым V6 мощностью 203 л.с. и 5,7-литровым V8 в 310 л.с. для комплектации "Z28". С 6-ступенчатой механической коробкой передач "Z28" развивает скорость до 255 км/ч, а время разгона с места до 96 км/ч снижено до 5,2 с.

Кабриолет Шевроле Камаро
Шевроле Камаро 5.7 (1998)
Двигатель: V8 верхнеклапанный с электронным впрыском топлива
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6 х 88,4 мм
Рабочий объем: 5733 см3
Мощность: 290 л.с. при 5200 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя и задняя независимая рычажно-пружинная
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: несущий 4-местный купе или кабриолет
Максимальная скорость: 250 км/ч

Шевроле Блейзер

Последнее поколение полноприводных многоцелевых легковых автомобилей "Блейзер", появившихся в 1969 году, выпускается с 1994 года. Они предназначены для работы по дорогам любого типа и обладают жестким рамным шасси и передней независимой подвеской. Конструктивно автомобили могут быть как с задними ведущими колесами, так и в полноприводном исполнении. Бразильский вариант "Блейзера" собирается в российском городе Елабуга.

Западноевропейская комплектация "Блейзера" 1998 года предлагается с 5-местным 3 - или 5-дверным кузовом универсал, с колесной базой в 2553 или 2718 мм. Вместе с бензиновым 4,3-литровым мотором V6 комплектуются механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая коробка передач, а также 2-ступенчатая раздаточная коробка. Максимальная скорость автомобиля составляет 180 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч - 10,1 с.

Североамериканское исполнение отличается комплектацией, например, нет механической коробки передач. В рамках концерна "Дженерал Моторс" аналогичную модель "Джимми" (Jimmy) производит отделение грузовых автомобилей "Джи-Эм-Си" (GMC).

Шевроле Блейзер-LT
Шевроле Блейзер-LT (1998)
Двигатель: V6 верхнеклапанный с электронным впрыском
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6 х 88,4 мм
Рабочий объем: 4300 см3
Мощность: 193 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая
Рама: сварная лонжеронная
Подвеска: передняя независимая торсионная, задняя рессорная
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: грузопассажирский 5-местный 3 - или 5-дверный
Максимальная скорость: 180 км/ч

(SCHACHT) Цинцинатти, США, 1904-1913

Фирма "Шахт" была хорошо известна в Америке. Она производила высококолесные конные повозки для фермеров, именовавшихся "багги". В 1904 году ее директор Густав Шахт (Gustav Schacht) решил установить на свои экипажи легкие горизонтальные бензиновые моторы для привода задних колес, превратив их в автомобили или "авто-багги".

Благодаря высоким колесам они могли легко проходить по бездорожью и плохим сельским дорогам, а предельно простые кузова позволяли перевозить как пассажиров, так и легкие грузы. Стоили такие машины очень дешево - всего 640 долларов. В рекламных листовках "Шахт" называли "машинами для выполнения трех главных задач - объезжать собственные владения, возить семью в церковь и грузы на рынок". На первых моделях под деревянной рамой ставили оппозитные 2-цилиндровые моторы в 10-12 л.с., затем мощность возросла до 20-24 л.с.

Роль коробки передач выполняла простая фрикционная бесступенчатая трансмиссия, главная передача была цепная. Машины оборудовались системой смазки основных узлов, включавшей 6 насосов. Фермерские "багги" изготовлялись до 1910 года, после чего "Шахт" переключилась на выпуск классических автомобилей мощностью 40-50 л.с., но долго не смогла конкурировать. Под этой маркой родилось примерно 9000 легковых машин. До 1938 года "Шахт" выпускала грузовики.

Шахт-Н
Шахт-Н 10/12 HP (1907)
Мощность: оппозитный 2-цилиндровый горизонтальный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 12 л.с.
Коробка передач: бесступенчатая фрикционная
Рама: деревянная из ясеня
Подвеска: жесткие оси на концах продольных рессор
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: 2-местный открытый грузопассажирский
Максимальная скорость: 30 км/ч

(CHARRON) Люто, Франция, 1901-1930

Три бывших автогонщика Фермам Шаррон (Charron), Леон Жирардо (Girardo) и Вуа (Voigt) в самом начале века основали фирму, названную по первым буквам их фамилий CGV, но более известную как "Шаррон". Первым в 1901 году стал автомобиль с 4-цилиндровым мотором объемом 3,3 л с цепным приводом. Первая машина с 8-цилиндровым двигателем объемом 7,2 л появилась в 1903 году. Это был примитивный простой гоночный автомобиль с деревянной рамой, но настолько мощный, что ему не требовалась коробка передач. Только с 1906 года начали выпускать машины с карданным приводом задних колес.

В том же году Леон Жирардо покинул фирму, и она получила официальное название "Шаррон". Конструкторы новых автомобилей поддались царившей в те годы во Франции моде ставить радиатор между двигателем и салоном, оснащая их, по образцу "Рено" (Renault), коротким закругленным спереди капотом. Вся продукция "Шаррона" снабжалась мощными двигателями большого объема, обычными механическими коробками и рессорными подвесками, а также деревянными рамами с металлическими усилителями.

В 1912 году Фернан Шаррон тоже покинул фирму, чтобы основать новую под названием "Альда" (Alda). На брошенной всеми основателями фирме "Шаррон" в 1913 году начали выпускать небольшие и недорогие автомобили с моторами объемом 1,6 л, а перед самой войной появился маленький "Шарронетт" (Charronette) с двигателем объемом 1056 см3 мощностью всего 6 л.с.

Благодаря военным заказам "Шаррон" стала одной из немногих французских фирм, которые не прекращали производство в течение всей войны. В 1919 году гамма расширилась до 7 моделей, но первое место по объемам продаж неизменно принадлежало дешевому "Шарронетту". Финансовые трудности послевоенного времени заставили в 1920 году сократить программу до трех моделей. В 1925 году появился "12/24CV" с 6-цилиндровым двигателем объемом 2770 см3, но успеха он не имел. Единственным свидетелем кончины фирмы "Шаррон" оказался все тот же простенький "Шарронетт".

Шаррон-Х
CGV (Шаррон) 10CV (1913)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 65 х 120 мм
Рабочий объем: 1593 см3
Мощность: 28 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: городское купе (Coupe de Ville)

(SHANGHAI, SHANGHAI-VOLKSWAGEN) Шанхай, Китай, 1958-

В 1920 году в Шанхае было создано небольшое предприятие по обслуживанию автомобилей. В 1949 году его национализировали и приступили к выпуску легких вездеходов. В 1958 году завод стал изготовлять трехколесные рикши и грузовички марки "Финикс" (Phoenix). Через год началось производство легковых машин "Шанхай" высшего класса, в которых использовались конструктивные особенности автомобилей "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz). В 1962 году завод сосредоточился на производстве представительского заднеприводного седана модели "SH-760", обслуживавшего высших государственных чиновников. В 1970 году он предлагался в модернизированном исполнении "SH-760A" длиной 4860 мм и полной массой около 2 т.

В 1983 году было подписано соглашение с фирмой "Фольксваген" (Volkswagen) о создании совместного предприятия "Шанхай-Фольксваген". Через год наладили сборку более современного автомобиля "Сантана" (Santana) с 4 - и 5-дверными кузовами и двигателями рабочим объемом 1588 и 1781 см3 мощностью 85-98 л.с., приспособленными к работе на имевшихся в Китае сортах бензина с низким октановым числом. В остальном "Шанхай Сантана" был идентичен бразильскому варианту автомобиля. С 1998 года на заводе предполагается начать сборку автомобилей фирмы "Бьюик" (Buick).

Шанхай SH-760A
Шанхай SH-760A (1986)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 74 мм
Рабочий объем: 2232 см3
Мощность: 90 л.с. при 4800 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая на поперечных рычагах и пружинах, цельная балка заднего моста на продольных рычагах и пружинах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 4-дверный седан 5-7-местный
Максимальная скорость: 130 км/ч