Posts belonging to Category 'Энциклопедия. Ч'

(CHADWICK) Филадельфия/ Питтсбург, США, 1905-1916

В 1905 году инженер Ли Чэдвик (Lee Chadwick), имевший до того богатый опыт работы в автомобильной промышленности, основал на окраине Филадельфии небольшую мастерскую, где начал строить автомобили своего имени. Вскоре он перевел все производство в Питтсбург.

Автомобили "Чэдвик" имели классическую конструкцию, высокую прочность и надежность. Они отличались оригинальными техническими элементами. Первые машины снабжались 4-цилиндровыми моторами,а в 1906 году "Чэдвик" построила 6-цилиндровый двигатель объемом около 12 л, состоявший из трех блоков по два цилиндра. Диаметр цилиндров был 127 мм, а диаметр нижних клапанов достигал 76,2 мм, то есть больше, чем диаметр цилиндров у современного малолитражного двигателя. Самой большой проблемой оказалось найти соответствующий карбюратор для снабжения цилиндров горючей смесью. Вызывала проблему и система охлаждения огромного мотора. Чэдвик исправил недостаток весьма оригинально, поместив каждую пару цилиндров в кожаный чехол, заполненный водой. В 1907 году этот мотор мощностью 75 л.с. установили на спортивном автомобиле "Грэйт Сикс" (Great Six), который выпускался до 1913 года. В 1910 году на нем установили верхний впускной клапан, оставив выпускной на прежнем месте снизу.

Имея в своем распоряжении такой мощный мотор, "Чэдвик" участвовала в различных соревнованиях. Для этого был разработан двухместный гоночный автомобиль "Блэк Бесс" (Black Bess), у которого 6-цилиндровый двигатель оснащался компрессором и развивал 120 л.с. Машина участвовала во многих гонках местного значения и завоевала немало наград, развивая максимальную скорость 160 км/ч.

Чэдвик Грэйт Сикс
Чэдвик Грэйт Сикс (1907)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 127 х 152,4 мм
Рабочий объем: 11581 см3
Мощность: 75 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах и на трансмиссию
Кузов: открытый спортивный двухместный
Максимальная скорость: 105 км/ч

Турин, Италия, 1946-1965

"Итальянская компания спортивных автомобилей" (Compagnia Industriale Sportiva Italia), сокращенно Cisitalia, была основана сразу же после войны бывшим автогонщиком Пьеро Дузио (Piero Dusio). В 1946 году появился первый миниатюрный гоночный автомобиль "Чизиталия D-46" с двигателем ФИАТ (FIAT) объемом около 1100 см3 мощностью 60 л.с. На нем сам Дузио выиграл Кубок Брецци, разыгранный под Турином в том же году.

В 1947 году появилась самая известная двухместная спортивная "Чизиталия-202", рассчитанная на тех, как говорил Дузио, "кто любит легкую, просторную, стремительную и восхитительную машину, которую можно использовать с равным успехом для каждодневных поездок и дальних путешествий, а также с большими шансами на успех участвовать в национальных и международных соревнованиях". На "Чизиталии" устанавливались разные кузова, но самым элегантным стало купе "Большой туризм", созданное фирмой "Пининфарина" (Pininfarina). Кабриолет не имел столь привлекательной внешности, но пользовался большим успехом в США, где в 1948 году его купил сам Генри Форд-Н.

В 1948 году фирма с помощью известного автоконструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) построила уникальный автомобиль с 12-цилиндровым двигателем, со всеми ведущими колесами для гонок на Большой приз. Но финансовые возможности "Чизиталии" были исчерпаны, и Дузио перевел производство в Аргентину, где под той же маркой выпускал автомобили на агрегатах местной компании "Виллис" (Willys).

В то же время его последователи безуспешно пытались вдохнуть жизнь в то, что осталось от фирмы в Турине. В 1952 году Дузио вернулся на родину, возобновил производство, но уже не смог достичь той славы, которой добилась элегантная "Чизиталия-202". Он расширил программу спортивных машин, предлагая их с двигателями 1095; 1248 и 2760 см3, но никакого успеха они не имели. После длительного перерыва Дузио стал выпускать небольшой автомобиль с 4-цилиндровым мотором ФИАТ рабочим объемом 847 см3. Его изготовляли в 1958-1961 годах и снова безуспешно.

Вся деятельность прекратилась в 1965 году. Память о купе "Чизиталия-202" живет десятилетия. Одна из этих машин хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства, как пример лучших технических достижений всех времен.

Чизиталия-202
Чизиталия-202 (1947)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 68 х 75 мм
Рабочий объем: 1088 см3
Мощность: 55 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: трубчатая стальная
Подвеска: передняя пружинно-рессорная, задняя с жестким мостом на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 2-местные купе и кабриолет
Максимальная скорость: 150 км/ч

(CEMSA) Саронно, Италия, 1946-1949

"Электротехническая компания из Саронно" (Construzioni Elettromeccaniche di Saronno), сокращенно CEMSA, входившая с 1936 года в группу "Капрони" (Caproni), сначала выпускала оборудование, о котором говорило ее название. Во время второй мировой войны она изготовляла легкое огнестрельное оружие, а после нее решила заняться производством легковых автомобилей.

Первая машина "ЧЕМСА F-11" известна также как "ЧЕМСА-Капрони". Это был компактный переднеприводный спортивный кабриолет с легким верхнеклапанным горизонтальным 4-ци-линдровым двигателем объемом около 1100 см3 и мощностью 46 л.с., расположенным спереди от оси передних колес. Коробка передач имела четвертую прямую ступень и управлялась рычажком на рулевой колонке. Основанием служила платформа, к которой спереди крепилась поперечная рессора независимой подвески. На салоне в Париже в 1947 году фирма представила вариант с закрытым 4-дверным кузовом "Бертоне" (Bertone).

В 1948-1949 годах было закуплено и установлено все оборудование для серийного производства этих автомобилей, но финансовые трудности надломили фирму и она обанкротилась, выпустив лишь несколько экземпляров. Бельгийская компания "Минерва" (Minerva), решившая возобновить автомобильное производство после войны, закупила один из автомобилей ЧЕМСА с целью выпускать по лицензии и даже показала его на автосалоне в Брюсселе в 1953 году, но эта затея закончилась ничем.

ЧЕМСА F-11
ЧЕМСА (1947)
Двигатель: горизонтальный 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня: 72 х 67,5 мм
Рабочий объем: 1099 см3
Мощность: 46 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: несущая сварная платформа
Подвеска: независимая, передняя на поперечной рессоре, задняя рычажно-пружинная
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: кабриолет
Максимальная скорость: 120 км/ч

(CHECKER) Каламазу, США, 1923-1982

"Чеккер" представляет уникальное явление в американской автомобильной промышленности. Основанная в 1923 году, фирма до самого конца специализировалась на производстве исключительно автомобилей-такси. В 20-е годы в ее программу входили в основном 5-местные машины с 4-цилиндровыми моторами, в 30-е годы фирма "Чеккер" использовала 6-и 8-цилиндровые двигатели мощностью до 150 л.с. Автомобили имели по 6 дверей и вмещали до 9 человек.

Только в 1959 году "Чеккер" ввела в свою программу легковые машины, оказавшиеся чуть переделанными вариантами такси. Это были массивные и малопривлекательные модели "Суперба" (Superba) и "Маратон" (Marathon) с рядными 6-цилиндровыми двигателями или V8 фирм "Континентал" (Continental) или "Шевроле" (Chevrolet). Успеха они не имели.

Все автомобили "Чеккер" никогда не отличались техническими новинками, выделяясь лишь огромными высокими и весьма неуклюжими кузовами, впрочем, очень удобными для коротких поездок пассажиров с багажом. С конца 50-х годов и до своего закрытия "Чеккер" выпускала свои автомобили без существенной модернизации. В 1970 году фирма предприняла безуспешную попытку обновить свою программу, воспользовавшись услугами итальянской кузовной фирмы "Гиа" (Ghia). Co временем машины этой марки технически и морально устарели. Наводнившие улицы американских городов огромные такси "Чеккер" смотрелись неуклюжими пришельцами из прошлого. В 1982 году "Чеккер" прекратила производство, став последней независимой американской компанией, выпускавшей легковые машины в достаточно крупных объемах.

Чеккер Маратон
Чеккер Маратон (1980)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 98,2 х 89,6 мм
Рабочий объем: 4097 см3
Мощность: 110 л.с.
Коробка передач: автоматическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, задняя на полуэллиптических рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: 4-дверный 5-местный седан
Максимальная скорость: 145 км/ч

(CEIRANO) Турин, Италия, 1898-1899/1901-1904/ 1904-1905/1919-1924

"Чейрано" - одна из легенд итальянского автомобилестроения. Эта марка многократно возникала и очень быстро исчезала, всегда находясь в тени, но именно ей обязаны своим появлением самые известные в Италии фирмы и автомобили.

Все четыре брата Чейрано, Джованни Баттиста, Джованни, Маттео и Эрнесто (Giovanni Battista, Giovanni, Matteo, Ernesto), были талантливыми механиками, все трудились в Турине и все в свое время вносили посильный вклад в создание очередных фирм своего имени и новой автотехники.

В октябре 1898 года старший Джованни Баттиста открыл небольшую мастерскую, где через год появилась легкая двухместная самоходная коляска с двухцилиндровым мотором объемом 663 см3. Она оказалась настолько удачной, что количество заказов во много раз превосходило возможности маленькой фирмы. Джованни Баттиста решил продать все права на автомобиль только что образованной компании, называвшейся "Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине", сокращенно ФИАТ (FIAT). По другой версии ФИАТ, увидев в машине Чейрано большое будущее, приобрел не только прототип своего первенца, но и всю фирму "Чейрано" со всем ее оборудованием и персоналом, предоставив Джованни Баттиста должность коммерческого директора.

В 1901 году Джованни Баттиста с братом Маттео основали вторую фирму, называвшуюся "Братья Чейрано". Она предлагала три модели: "5НР" и "6/8НР" с одноцилиндровыми двигателями и "16НР" с 4-цилиндровым мотором объемом 4562 см3.

В 1903 году Маттео покидает старшего брата и основывает третью фирму с естественным названием "Маттео Чейрано". Там он создает известные автомобили "Итала" (Itala), а в 1906 году основывает фирму СПА (SPA). Тем временем компания "Братья Чейрано" закрылась, но Джованни Баттиста успел основать новую фирму "Братья Чейрано", на этот раз с братом Джованни (полное наименование фирмы - "Братья Джованни и Джованни Чейрано"). Ей тоже не суждено было долго просуществовать, и Джованни открыл следующую фирму, которая, конечно, называлась "Джованни Чейрано-младший". Ему удалось построить несколько машин, в том числе, "9/12", "12/14" и "16/20НР" с одно-, двух - и четырехцилиндровыми моторами соответственно.

Главной заслугой Джованни был уход с собственной фирмы и создание в 1906 году более известной компании СКАТ (SCAT), в которой он проработал до 1919 года. После того, он основал последнюю фирму "Чейрано", на сей раз вместе со своим сыном, тоже Джованни. Ей повезло больше, чем всем пяти предыдущим одноименным фирмам. "Чейрано" начала с выпуска легкового автомобиля "С-1" с 4-цилиндровым двигателем объемом 2297 см3 и спортивного "CS" (2166 см3), за которыми сразу же последовали еще один спортивный "CS-4" (2483 см3) и гоночный "CS-2" (2950 см3). В 1921 году на фирму пришел младший брат Эрнесто, который оказался неплохим гонщиком и за два года принес фирме множество спортивных наград. В 1922 году появилась модель "30 Луссо" (Lusso) с 6-цилиндровым мотором объемом 2995 см3, которая стала последней легковой "Чейрано".

В 1923 году Джованни Чейрано приобрел контрольный пакет акций фирмы СКАТ и решил объединить обе компании, но в декабре марка "Чейрано" прекратила существование, а ее автомобили выпускались некоторое время под названием СКАТ.

Чейрано-cs
Чейрано-CS (1919)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75 х 130 мм
Рабочий объем: 2166 см3
Мощность: 45 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах с фрикционными амортизаторами
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: 4-местный открытый Торпедо
Максимальная скорость: 80 км/ч

(CHANDLER) Кливленд, США, 1913-1929

Фирму основала группа автомобильных предпринимателей во главе с Ф. Чандлером в конце 1913 года. Автомобили "Чандлер" имели классическую конструкцию, славились солидностью и надежностью. Кроме того, несмотря на ограниченные размеры, эта фирма выпускала все комплектующие для своих машин самостоятельно. Все первые легковые модели оснащались 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4736 см3 мощностью 27-30 л.с. собственного изготовления. В 1919 году фирма "Чандлер" открыла филиал, выпускавший более простые и легкие автомобили "Кливленд" (Cleveland).

В 1925 году началось производство оригинальных легковых машин "Чандлер-33 Сикс" (Six), у которых все шестерни коробки передач имели постоянное зацепление и включались передвижными муфтами, а детали шасси снабжались централизованной смазкой. В 1928 году появились первые финансовые затруднения. Через год под ударами экономического кризиса американская фирма "Чандлер" прекратила свое существование.

Чандлер Сикс
Чандлер Сикс (1925)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 89 х 127 мм
Рабочий объем: 4736 см3
Мощность: 55 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: открытые или закрытые 10 типов на 5-7 мест

(CHALMERS) Детройт, США, 1908-1924

В 1906 году в Детройте была основана фирма "Томас-Детройт" (Thomas-Detroit). Год спустя ее директором стал Хью Чалмерс (Hugh Chalmers), изменивший ее название на "Чалмерс-Детройт" в 1908 году. А еще двумя годами позднее она стала называться просто "Чалмерс".

Среди первых автомобилей были модели "30" и "40" с 4-цилиндровыми двигателями мощностью соответственно 30 и 40 л.с., выполненные по европейским техническим принципам. В США они стали первыми машинами с монолитным блоком цилиндров из чугуна. Двигатель и коробка передач также монтировались в один блок, а не стояли раздельно, как было принято в Америке. Это принесло модели "30" большую популярность и неплохие достижения в автоспорте.

В 1912 году появился 6-цилиндровый 54-сильный автомобиль "Сикс" (Six) модели "12", и вскоре "Чалмерс" перешла к производству только таких машин. Первая мировая война затормозила развитие фирмы. По окончании войны Хью Чалмерс продал ее компании "Максуэлл" (Maxwell). До 1924 года под маркой "Чалмерс" выпускалась единственная модель с 6-цилиндровым мотором мощностью 45 л.с.

Чалмерс Сикс
Чалмерс Сикс (1913)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 101,6х139,7 мм
Рабочий объем: 6974 см3
Мощность: 54 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: седан, купе, "торпедо"